ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БЕРЕЖЛИВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ НА «ФАБРИКЕ ПРОЦЕССОВ» КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

  • Дарья Валерьевна Веселова
    • ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Юлия Владимировна Пидшморга
    • ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Татьяна Анатольевна Яковлева
    • ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ключевые слова: бережливое производство, компетенции, пандемия COVID-19, дистанционное обучение, образовательные технологии, телекоммуникационные технологии, повышение квалификации

Аннотация

Внедрение бережливых технологий в организации здравоохранения обусловлено реализацией приоритетного федерального проекта в Российской Федерации «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». В работе отражены особенности обучения бережливому производству сотрудников медицинских организаций в условиях нетипичной ситуации, связанной с пандемией COVID-19. Применение дистанционных технологий в учебном центре «Фабрика процессов» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России (КубГМУ) стало своевременным ответом на изменяющиеся условия, в рамках которых информационно-методологическая база циклов повышения квалификации была оперативно адаптирована. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения бережливым технологиям, показаны сложности, с которыми сталкиваются как обучающиеся, так и Лин-тренеры. Описаны закономерности перехода от традиционной очной формы обучения на «Фабрике процессов» с погружением обучающихся в симулированные условия, к альтернативной - дистанционной, с использованием виртуального пространства и иных инновационных технологий для проведения занятий. Сделан вывод о том, что дистанционная форма обучения имеет ряд преимуществ в повышении квалификации сотрудников учреждений здравоохранения в области внедрения бережливых технологий. Использованная в работе методика Э. Голдратта и модель Э. Кюблер-Росс позволили выявить причины сопротивления и создать комплекс мероприятий по преодолению сопротивления изменениям, реализуемый в дистанционном формате обучения.

Литература

1. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь: метод. рекомендации. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2019. URL: http://docs.cntd.ru/document/560498624.
2. Редько А.Н., Шильцова Т.А., Савчук С.Б. Основные социально-экономические показатели, характеризующие современное состояние системы здравоохранения Российской Федерации // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. № 1. С. 52-56. DOI: 10.31775/2305-3100-2018-1-52-56.
3. Арженцов В.Ф., Гайворонская Т.В., Веселова Д.В., Верменникова Л.В., Чабанец Е.А. Оценка эффективности метода «обучения действием» на «Фабрике процессов» с целью применения философии, принципов и инструментов бережливого производства в медицинских организациях // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=28596. DOI: 10.17513/spno.28596.
4. Веселова Д.В., Верменникова Л.В., Чабанец Е.А., Яковлева Т.А. Новый подход к обучению бережливым технологиям сотрудников медицинских организаций в учебном центре «Фабрика процессов» Кубанского государственного медицинского университета // Инновации в образовании: сб. тр. конф. Краснодар, 2020. С. 98-101.
5. Приказ Минздрава России «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 16.03.2020 № 171. URL: https://minzdrav.gov.ru/news/2020/03/17/13548-minzdrav-rossii-napravil-v-regiony-prikaz-o-vremennom-poryadke-organizatsii-raboty-po-profilaktike-i-snizheniyu-riskov-rasprostraneniya-covid-19.
6. Верменникова Л.В., Лупишко А.Н., Веселова Д.В. Lean-технологии как эффективный способ трансформации процессов и внедрения цифровых технологий в образовательной организации // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2020. Т. 30, вып. 3. С. 325-332.
7. Детмер У. Теория ограничений Голдратта: системный подход к непрерывному совершенствованию. 8-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. 444 с.
8. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Корвет, 2016. 294 с.
9. Алексеенко С.Н., Арженцов В.Ф., Верменникова Л.В., Дегтярев В.С., Стародубов В.И. Особенности управления изменениями в медицинской организации в рамках реализации федерального проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» // Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т. 26. № 5. С. 18-28.
10. Давыдова Н.С. Бережливое образование: от локальных проектов к формированию системы менеджмента бережливого производства // Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда (образование): сб. материалов форума. Белгород, 2018. С. 4-11.
11. Давыдова Н.С., Мазунина С.Д., Позмогова Н.П. Организационно-методические вопросы применения бережливых технологий в медицине с точки зрения мотивации и обучения персонала // Вятский медицинский вестник. 2020. № 1 (65). С. 74-81.
12. Матвеев В.В. Система высшего образования в России как фактор обеспечения современного экономического роста // Вестн. Удм. ун-та. Серия Экономика и право. 2018. Т. 28, вып. 3. С. 355-365.
13. Кищенко Ю.М., Аджиенко В.Л., Бобровский И.Н. Внедрение принципов бережливого производства в деятельность вуза путем совершенствования системы менеджмента качества // Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Бережливое мышление. Вопросы смыслообразования и мотивации». Ижевск, 2018. С. 16-21.
14. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.
Поступила в редакцию 2020-09-07
Опубликована 2020-11-12
Раздел
Экономика
Страницы
623-628