ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

  • Вера Григорьевна Костенкова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: финансы, межбюджетные отношения, бюджетно-налоговый федерализм, государство, регион, эффективность, инновационная модель развития

Аннотация

Рассматриваются проблемы формирования эффективной системы бюджетно-налогового федерализма в современной России. По ряду объективных и субъективных причин межбюджетные отношения между федеральным центром и регионами базируются на очевидном приоритете в пользу интересов федерального центра. Это крайне негативно влияет на социально-экономическое развитие регионов страны. Представлен обзор научных исследований, посвященных определению необходимости использования бюджетно-налогового федерализма как стратегического фактора, обеспечивающего эффективное развитие регионов страны. Проанализирована система бюджетно-налогового федерализма в США и Германии, ее достоинства и недостатки. Автор отмечает, что опыт этих стран подтверждает необходимость использования бюджетно-налогового федерализма в странах с большой территорией и значительными различиями в уровне экономического развития между регионами. Обеспечение конкурентоспособности региона и его переход к инновационной модели развития может стать реальностью только в том случае, когда регионы будут, во-первых, обладать необходимыми для этого финансовыми ресурсами; во-вторых, будут самостоятельными в принятии решений по определению направления использования этих ресурсов. При консервации системы, когда регион стратегически зависит от мнения федерального центра, представляет собой тупиковый вариант. Проанализирована экономическая ситуация в Удмуртской Республике, которая представляет собой типичный пример промышленного региона на Урале. В текущем столетии было принято три программы развития экономики региона. Однако практическая реализация программ столкнулась с большими трудностями, так как российские регионы не в состоянии обеспечить решение текущих проблем и развитие на перспективу по причине отсутствия у них необходимых финансовых ресурсов. В этих условиях в качестве проблемы, требующей обязательного оперативного решения, необходимо считать формирование современной эффективной системы бюджетно-налогового федерализма. Социально-политическая ситуация в стране и перспективы ее развития определяются состоянием дел в регионах. Поэтому развитие бюджетно-налогового федерализма выступает в качестве стратегического условия развития национальной экономики в целом.

Литература

1. Гришина И.В., Полынев А.О., Шкуропат А.В. Изменение социально-экономического положения регионов России в 2020 г.: территориальные особенности реакции на глобальный кризис (по данным за январь-май 2020 г.) // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 21 (123). URL: https://www.ranepa.ru/nauka-i-konsalting/strategii-i-doklady/monitoring-ekonomicheskoj-situatsii/ (дата обращения: 25.08.2020).
2. Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция: избранные публикации: в 2 т. Т. 2. Новосибирск: Наука, 2008. 494 с.
3. Бескоровайная Н.С., Ермаков И.В. Налоговый федерализм в аспекте выравнивания социально-экономи-ческого развития регионов // Вестн. Северо-Кавказского федерального ун-та. 2018. № 3 (66). С. 41-47.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL:https://onlinedic.net/ozhegov/page/word37248.php (дата обращения: 25.08.2020).
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 31.07.2020). URL: https://base.garant.ru/12112604/8b7b3c1c76e91f88d33c08b3736aa67a/ (дата обращения: 30.08.2020).
6. Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2001. № 1 (13). С. 115-131.
7. Болтинова О.В. Бюджетное право: учеб. пособие. 2-е изд., пересм. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 319 с.
8. Лавров А.М. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма. Ин-т «Открытое о-во». М.: Магистр, 1997. 47 c.
9. Tiebout Ch. A Pure Theory of Local Expenditures // The Journal of Political Economy. Vol. 64, no. 5 (Oct., 1956). P. 416-424.
10. Musgrave R. The Theory of Public Finance. N.Y.: McGraw-Hill, 1959.
11. Oates W. Fiscal Federalism. N.Y.: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1972.
12. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество / пер. с англ. М.: Арена, 1993. 320 с.
13. Shah A. Fiscal Decentralization in Developing and Transition Economies: Progress, Problems, and the Promise. Policy Research Working Paper; 2004. № 3282. World Bank, Washington, D.C. URL: https://openknowledge.worldbank.org/ bitstream/handle/10986/14114/wps3282decentralization.pdf (дата обращения: 31.08.2020).
14. Баранова К.К. Реформа федерализма в Германии - опыт для России // Управленческое консультирование. 2008. № 2. С. 15-35.
15. URL: http://smartnews.ru/regions/izhevsk/16251.html (дата обращения: 31.08.2020).
16. О приоритетах развития промышленности Удмуртской Республики на период до 2015 года. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2004 года № 911-р. URL: http://docs.cntd.ru/ document/960010673 (дата обращения: 31.08.2020).
17. URL:https://rg.ru/2010/02/19/vvp-anons.html (дата обращения: 03.09.2020).
18. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 10.10.2014 г. № 383 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 г.». Раздел II. Основные ограничения (проблемы) социально-экономического развития Удмуртской Республики. URL: https://economy.udmurt.ru/prioriteti/ser/program20/plan/razdel_II.pdf (дата обращения: 03.09.2020).
19. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 10.10.2014 г. № 383 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 г.». Раздел I. Оценка итогов социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2010-2014 годы. URL: https://economy.udmurt.ru/prioriteti/ser/program20/plan/razdel_I.pdf (дата обращения: 03.09.2020).
20. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 10.10.2014 г. № 383 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 г.». Раздел V. Механизмы реализации Плана. URL: https://economy.udmurt.ru/prioriteti/ser/ program20/plan/razdel_V.pdf (дата обращения:06.09.2020).
21. Вхождение России в кризис (конец 2014 - начало 2015 года) // Бюлл. социально-экономического кризиса в России. 2015. Вып. № 1. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/5479.pdf (дата обращения:08.09.2020).
22. Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года. Раздел 6. Механизмы и этапы реализации стратегии. URL: http://www.udmurt.ru/region/economic/plan_prognoz/strateg/ str_razd6.php (дата обращения: 11.09.2020).
Поступила в редакцию 2020-09-22
Опубликована 2020-11-12
Раздел
Экономика
Страницы
639-646