ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

  • Светлана Анатольевна Братченко
    • ФГБУН «Институт экономики Российской академии наук»
Ключевые слова: качество государственного управления, результативность государственного управления, факторы качества государственного управления, дисфункция функций управления, дисфункция планирования, дисфункция мотивации, дисфункция контроля, функция целеполагания, правовые (законодательные) корректирующие механизмы

Аннотация

Решение масштабных социальных, экономических и технологических задач, стоящих перед страной, требует кардинального повышения качества государственного управления. В статье было дано определение понятия «качество государственного управления», а также показано, что основополагающая причина имеющего место низкого качества государственного управления заключается в том, что в текущей практике при решении государственных задач (достижении государственных целей) критерием успешности управления выступает не качество управления, а результативность. Выделяются основные факторы, от которых зависит качество государственного управления в Российской Федерации. Первый блок факторов составляют управленческие факторы. Показано, что именно дисфункция основных функций управления (планирования, мотивации и контроля) во многом определяет низкое качество государственного управления в РФ. Для повышения качества государственного управления необходимо также активно задействовать в практике государственного управления функцию целеполагания, а также начать формирование эффективных корректирующих правовых (законодательных) механизмов. Влияние трансплантированных институтов и методологических подходов, используемых в практике государственного управления и существенно влияющих на качество государственного управления, не нашли отражение в статье.

Литература

1. Путин В.В. Послание к Федеральному собранию. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 15.01.2020).
2. Полтерович В.М. Приватизация и рациональная структура собственности. М.: Ин-т экономики РАН, 2012. 66 с.
3. Гринберг Р.С. Российский путь выхода из кризиса: самобытность против универсального тренда // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. №3-4. С. 26-30.
4. Ленчук Е.Б. Глобальные проблемы и вызовы обуславливают возрастание экономической роли государства // Вопр. политической экономии. 2020. № 1. С. 112-119.
5. Городецкий А.Е. Институты государственного управления в условиях новых вызовов социально-экономического развития. М.: Ин-т экономики РАН. 2018. 237 с.
6. Маслов Д.В., Дмитриев М.Э., Айвазян З.С. Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество. Аналитический доклад ЦСР. Москва: РАНХиГС, 2018. 58 с.
7. Братченко С.А. Качество государственного управления: содержание понятия // Вестн. Института экономики Российской академии наук. 2020. № 6. С. 80-94.
8. Добролюбова Е.И. К вопросу о взаимосвязи качества государственного управления и человеческого развития // Вопр. государственного и муниципального управления. 2020. №4. С. 31-58.
9. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1993. 1628 с.
10. Музычук В.Ю. Провалы государства в сфере культуры. Москва: Ин-т экономики РАН, 2019. 58 с.
11. Бухвальд Е.М. Национальные проекты и развитие практики стратегического планирования в Российской Федерации // План и рынок - сочетание несочетаемого? : сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф. «Абалкинские чтения». Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. С. 145-150.
12. Городецкий А.Е. Государственное стратегическое планирование: региональный опыт // Экономическое возрождение России. 2019. № 2. С. 115-131.
13. Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование - путь к устойчивому развитию экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 4. С. 35-47.
14. Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения // Инновации. 2020. №2. С. 24-28.
15. Городецкий А.Е. Государственное управление и экономическая безопасность. О дисфункциях государственного управления // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы. Н. Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2016. С. 35-49.
16. Лексин В.Н. Стратегическое целеполагание в структуре государственного управления // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 5. С. 8-20.
17. Охотский Е.В., Фролов С.С. Качество целеполагания - базовое условие эффективного государственного управления // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 21: Управление (государство и общество). 2020. № 1. С. 22-42.
18. Ряховская А.Н. Проблемы обеспечения эффективности государственного антикризисного управления // Управленческие науки. 2019. № 1. С. 20-27.
19. Лазарев В.С. Планирование как главное направление и исходный принцип исследования в психологии управления // Вопр. психологии. 1980. № 6. С. 25-34.
20. Алекскеев А.А., Рупчев Г.Е. Понятие об исполнительных функциях в психологических исследованиях: перспективы и противоречия // Психологические исследования. 2010. № 4. С. 6.
21. Исмалуллина В.И. Изучение планирования как когнитивной функции в современной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. № 3. С. 65-77.
22. Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал. 2016. № 4. С. 21-31
23. Братченко С.А. Методологические подходы к определению цели управления предприятием // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 4. С. 63-78.
24. Кондратьев Н.Д. План и предвидение (К вопросу о методах составления перспективных планов развития народного хозяйства и сельского хозяйства в частности) // Н.Д. Кондратьев, Ю.В. Яковец, Л.И. Абалкин. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. Москва: Экономика, 2002.
25. Городецкий А.Е. Провалы государства и дисфункции управления // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 3. С. 6-18.
Поступила в редакцию 2021-01-27
Опубликована 2021-04-20
Раздел
Экономика
Страницы
186-195