ПРИМЕНЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

  • Галина Николаевна Васильева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Татьяна Викторовна Плетнева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Елена Васильевна Борнякова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: SQDCM, бережливое производство, ценности, принципы, инструменты бережливого производства, поток создания ценности, качество образования, дистанционное обучение

Аннотация

Рассматривается актуальность реализации принципов бережливого производства в высших учебных заведениях и их влияние на образовательный процесс в условиях пандемии. В качестве эффективной модели управления в высшем учебном заведении предлагается использовать формат SQDCM, обеспечивающий управление по целям, связь с безопасностью, качеством, затратами и корпоративной культурой. В качестве важнейшей категории управления, построенного на лин-принципах, рассматривается ценность, как основа самоорганизации сотрудников и студентов учреждения высшего образования. Авторами рассматривается как работает ряд принципов бережливого производства при осуществлении образовательного процесса на примере Удмуртского государственного университета. Именно сформированные за последние годы ценности Удмуртского государственного университета позволили вузу эффективно изменить образовательные процессы в обстановке эпидемиологической неопределенности, возникшей в России и во всем мире в условиях пандемии. Авторами сделаны выводы о том, что бережливые подходы к построению системы менеджмента вуза позволили не только сохранить вовлеченность студентов в образовательную деятельность, но и сформировать новые возможности для взаимодействия при организации образовательного процесса и овладеть новыми ценными компетенциями, а также сохранить высокий уровень качества образования .

Литература

1. Давыдова Н.С. Проактивный менеджмент в органах государственной власти // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2015. Т. 25, вып. 5. С. 38-43.
2. Кузина В.С., Трошина Е.П. Бережливые технологии // Формирование профессиональной направленности личности специалистов - путь к инновационному развитию России: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 21-22 ноября 2019 г.). Пенза, 2019. С. 123-126.
3. Глотова А.С. Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда (образование) // Применение бережливых технологий в образовательном процессе: сб. материалов форума, 2018 / Белгородский гос. нац. исслед. ун-т. Белгород: Изд. дом «Белгород», 2018. С. 29-31.
4. Давыдова Н.С. Бережливое образование: от локальных проектов к формированию системы менеджмента бережливого производства // Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда: сб. науч. тр. форума. Белгород: БелГУ, 2018. С. 5-12.
5. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь (Переиздание). Москва: Стандартинформ, 2020.
6. Лайкер Дж. Практика Дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента / пер. с англ. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. 588 с.
7. Гайворонская С.А. Система управления по целям SQDCM: опыт бережливого вуза. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42379823.
8. Информационная газета УдГУ № 9 (258) от 30.10.2020 «Чтобы не было дистанта».
9. Введение в «Цифровую экономику» / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.
10. Хоменко Е.Б. Цифровая экономика: вопросы теории и практики // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2021. Т. 31, вып. 1. С. 45-52.
11. Веселова Д.В, Пидшморга Ю.В., Яковлева Т.А. Особенности организации обучения бережливым технологиям в дистанционном формате на «Фабрике процессов» Кубанского государственного медицинского университета в условиях пандемии COVID-19 // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2020. Т. 30, вып. 5. С. 623-628.
12. Плетнева Т.В. Роль лин-технологий в проактивном управлении знаниями // Междунар. науч. журн. «Научные вести». Белгород, 2018. № 3. С. 62-66.
Поступила в редакцию 2021-02-20
Опубликована 2021-04-20
Раздел
Экономика
Страницы
196-203