О СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИЦА, СКРЫВШЕГОСЯ С МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

  • Александр Маратович Каминский
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Полина Сергеевна Шиняева
    • ГИБДД МВД по Удмуртской Республике
Ключевые слова: оставление места дорожно-транспортного происшествия, криминалистическая методика, уголовное преступление, административное нарушение, следственная ситуация, временные отношения, раскрытие преступления «по горячим следам», правонарушения, посягающие на установленный порядок управления

Аннотация

Анализ материалов о преступлениях и правонарушениях в области дорожно-транспортных происшествий позволяет констатировать, что стабильно растет количество случаев оставления места дорожно-транспортного происшествия либо преступления его участниками, о чем свидетельствует приведенные в статье данные. Их установление и розыск являются в этой связи насущными задачами практики, требующими решения. Однако адресной комплексной криминалистической системы рекомендаций методического и организационно-тактического плана по действиям в ситуациях установления личности скрывшегося правонарушителя и его задержания авторам обнаружить не удалось. Правоохранительной практикой по этому направлению накоплен определенный положительный опыт, а созданные в последнее время технические средства и тактические приемы открывают возможности для их эффективного использования в розыске, установлении и задержании правонарушителя. Но все перечисленные аспекты требуют систематизации и обобщения в рамках системы рекомендаций, ориентированных на практическую деятельность. Формулирование таких рекомендаций требует, прежде всего, выделения криминалистически значимых оснований типизации или классификации ситуаций, складывающихся в процессе данной деятельности, и структурирования ее этапов. Затем логично должны последовать типичные для данного вида деятельности правоохранительных органов организационно-тактические схемы и рекомендации методического характера. С этой позиции авторами сделаны некоторые предложения по созданию системы подобных рекомендаций.

Литература

1. Волошин А.И., Деревянкина С.А. Ответственность за оставление места ДТП: административная или уголовная? // Ученые записки Крымского федерального ун-та им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5 (71). С. 78.
2. По делу о проверке конституционности статьи 265 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Шевякова: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2001 г. № 6-П.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) // Российская газета. 2001. 31 дек.
4. Каминский М.К. Взаимодействие, отражение, информация // Теория криминалистической идентификации, дифференциации и дидактические вопросы специальной подготовки сотрудников аппаратов БХСС. Горький, 1980. С. 3.
5. Королев А.С. Типизация основных следственных ситуаций при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник Московского ун-та МВД России. 2013. № 10. С. 106-110.
6. Королев А.С. Указ. соч. С. 109.
7. Уголовное дело, возбужденное по признакам преступления предусмотренном ч. 3. ст. 264 УК РФ (дело № 12001440030571762).
8. Уголовное дело, возбужденное по признакам преступления предусмотренном ч. 4 ст. 264 УК РФ (дело № 12001650230271450).
Поступила в редакцию 2021-02-11
Опубликована 2021-06-08
Раздел
Правоведение
Страницы
445-449