РАЗВИТИЕ НЕЙРОМАРКЕТИНГА В РОССИИ

  • Юлия Валентиновна Шишакова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: маркетинг, нейромаркетинг, типы нейромаркетинга, нейромаркетинговые исследования, нейровизуализация, фундаментальный нейромаркетинг, инструментальный нейромаркетинг, поведенческий анализ

Аннотация

Проанализировано понимание сущности нейромаркетинга в деловых кругах России, основой для выполненного исследования является изучение прикладных публикаций, посвященных различным аспектам нейромаркетинга, а также материалов форумов и круглых столов с руководителями компаний, заинтересованных в развитии и применении нейромаркетинга. Выделены и представлены наиболее актуальные трактовки понятия «нейромаркетинг». Перечислены направления и виды нейромаркетинговых исследований, требования к организациям, занимающимся оказанием данного вида услуг. Обращается внимание на то, что для реализации нейромаркетинговых услуг необходима определенная материально-техническая база, от состояния которой зависит формат оказываемых услуг и качество проведенных исследований. Представлены основные виды оборудования с описанием характеристик и цен в зависимости от уровня сложности решаемых задач нейромаркетинга. Для понимания распространенности нейромаркетинговых услуг и их качественного уровня был проведен анализ характеристик компаний, занимающихся нейромаркетингом в России. Приводится описание деятельности компаний, работающих в России, и спектр решаемых ими задач в области нейромаркетинга. В заключении статьи показаны перспективы развития нейромаркетинга и описаны возможности его применения в различных областях деятельности.

Литература

1. Линдстром М. Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя (пер. с англ. E. Фалюк). Москва: Альпина Бизнес Букс, 2012. 240 с.
2. Льюис Д. Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя. Москва: Машиностроение, 2018. 304 c.
3. Становление концепции нейромаркетинга / А.Б. Красильникова // Проблемы современной экономики, 2015. № 9. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5301.
4. Маркетинг от потребителя / Р. Бест; пер. с англ. Павла Миронова. 6-е изд., перераб. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 696 с.
5. Молчанов Н.Н. Маркетинг инноваций: учебник-практикум / под общ. ред. Н.Н. Молчанов. Москва: Изд-во «Юрайт», 2015. 528 с.
6. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2001. 345 с.
7. Прает Ван Д. Бессознательный брендинг. Использование в нейромаркетинге новейших достижений нейробиологии / пер. с англ. Москва: Азбука Бизнес, 2014. 320 с.
8. Ренвуазе Патрик Тренинг по нейромаркетингу. Где находится кнопка «Купить» в сознании покупателя? Москва: Эксмо, 2018. 331 c.
9. Трайндл, Арндт Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. Москва: Альпина Диджитал, 2015. 303 c.
10. Наумов В., Комова Т. Нейромаркетинг: эффективный инструментарий воздействия на потребителя // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2008. № 2. С. 122-135.
11. Фарахутдинов Ш.Ф., Панова А.В. Айтрекинг в маркетинговых и социологических исследованиях // Социология. 2019. № 5. С. 189-198.
12. Кто в России занимается нейромаркетингом и кому можно доверить свои исследования // Сайт компании RB.RU - Технологии и бизнес, аналитика, обзоры рынка, 9 июля 2020. URL: https://rb.ru/longread/neuromarketing-companies/.
13. Нейромаркетинг: что это такое и зачем он бизнесу и потребителям // Сайт компании RB.RU. Технологии и бизнес, аналитика, обзоры рынка, 2 июля 2020. URL: https://rb.ru/longread/neuromarketing/.
14. Glimcher Paul W. EN. Foundations of Neuroeconomic Analysis. Gardners Books, 2011. 488 р.
Поступила в редакцию 2021-06-03
Опубликована 2021-08-12
Раздел
Экономика
Страницы
621-626