АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕФОРМА: ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

  • Рамиль Могатович Ямилов
    • Сарапульский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
Ключевые слова: район, муниципальный район, укрупнения, муниципальный район, регион, административно-территориальная реформа, административно-территориальное деление, объединение, административно-территориальное управление, управляемая территория, управление территорией

Аннотация

В рамках настоящей статьи рассмотрена трансформация местного самоуправления в региональном контексте (на примере Удмуртской Республики) с некоторыми оговорками. Выделены две основные задачи административно-территориальной реформы: объединение муниципальных районов в укрупненные муниципальные районы; поуровневая переконфигурация управленческих процессов на основе функциональной оптимизации. Предложено создание в Удмуртской Республике шести укрупненных муниципальных районов. Выделены смешанные муниципальные районы как результат объединения городских поселений и сельских районов. Выявлено избыточное административно-территориальное управление относительно сельских районов Удмуртской Республики. Предложена укрупненная схема функциональной оптимизации управленческих процессов административно-территориального управления. Разграничены количественная оптимизация и качественная (функциональная) оптимизация административно-территориального управления. Показана необходимость единой цифровой управленческой платформы как основания административно-территориальной реформы. Предложен переход от фрактальной системы управления к антифрактальной системе управления через функциональную оптимизацию управленческих процессов, относительно которых должно строиться административно-территориальное управление. Показана необходимость соответствия административно-территориальной реформы цифровому управлению. Приведены краткие примеры функциональной оптимизации в отношении региональных образовательных социальных процессов и в отношении региональных сельскохозяйственных социальных процессов. Рассчитано возможное сокращение бюджетных расходов на 5,8 млрд руб. относительно расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2019 г., что составляет 5,99 % данного бюджета при традиционном варианте региональной переконфигурации управленческих процессов.

Литература

1. Иртищева И.А., Хвесик Ю.М., Стегней М.И. Децентрализация системы управления в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Международный научно-производственный журнал «Экономика АПК». 2015. № 4 (246). С. 64-70.
2. Когут И.А. Обеспечение социально-экономического развития сельских территорий в современных условиях // Науковий вісник: фінанси, банки, інвестиції. 2012. № 3 (16). С. 33-40.
3. Куриляк М.Ю. Парадигма реформування адміністративно-територіального устрою України на рівні NUTS-1 // Вестник экономической науки Украины. 2018. № 1 (34). С. 70-76.
4. Лисовая Т.А. Совершенствование административно-территориального устройства Украины // Научный вестник Полесья. 2015. № 2 (2). С. 53-58.
5. Питюлич Н.Н., Машико К.С., Кудак К.М., Пауш М.М. Потенциал территориальной общины: особенности формирования и развития // Молодий вчений. 2016. № 4 (31). С. 155-160.
6. Рыльская В.В. Развитие регионального самоуправления в контексте эволюции представлений о территориальном делении власти в Украине // Публічне урядування. 2016. № 1 (2). С. 38-48.
7. Великая Н.М., Лазукина А.О. Административно-территориальные реформы МСУ в Новой Москве: решения власти и оценки населения // Вестн. РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2019. № 4 (19). С. 48-60.
8. Бозо Н.В., Михеева Г.В. Альтернативный вариант административно-территориального деления в РФ // Идеи и идеалы. 2014. Т. 2. № 2 (20). С. 70-79.
9. Казибеков Р. Изменение административно-территориальных границ Республики Дагестан как необходимая институциональная реформа // Механизм реализации стратегии пространственного развития государства: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.М. Эсетовой; Дагестанский гос. техн. ун-т. 2016. С. 97-99.
10. Дидигова И.Б. Районирование как реформа административно-территориального обустройства Северного Кавказа в начале XX века (на примере Ингушетии) // Рефлексия. 2007. № 2. С. 65-69.
11. Лубенец Е.В. Основные тенденции развития АТД России: настоящее и будущее // Псковский регионологический журнал. 2019. № 1 (37). С. 56-64.
12. Глезер О.Б., Бородина Т.Л., Артоболевский С.С. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство субъектов РФ // Изв. Российской академии наук. Серия географическая. 2008. № 5. С. 51-64.
13. Позаненко А.А. Последствия укрупнения сельских поселений: взгляд снизу // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. №1. С. 168-184.
14. Дементьев В.С. Оптимизация административно-территориального деления Псковской области: оценка последствий // Географический вестник. 2019. № 1 (48). С. 14-25.
15. Анасова А.Б., Исенова А.Т. Мемлекеттік Думадағы қазақ депутаттары және жер-су мәселесі // Вестник КГПИ. 2015. № 2. С. 7-12.
16. Խաչատրյան Հ. Գ Համայնքների խոշորացման ազդեցությունը համայնքի բյուջեի եկամուտների ծախսերի վրա (Շողակաթ խոշորացված համայնքի օրինակով)[11] // Регион и мир. 2020. Т. 11. № 5. С. 156-161.
17. Кравцив В.С., Жук П.В. Вопросы реформирования административно-территориального устройства в Украине и местное самоуправление // Экономическое возрождение России. 2011. № 4 (30). С. 169-174.
18. Диесперов В.С. Сельские общины и административно-территориальные реформы // Междунар. научн. -производств. журн. «Экономика АПК». 2015. № 1 (243). С. 56-63.
19. Тисунова В.Н., Резник А.А. Региональные аспекты административно-территориальной реформы в Украине // Научн. вестн. Одесского национального эконом. ун-та. 2014. № 5 (213). С. 137-148.
20. Шарый В.И. Задачи и принципы трансформации системы местного самоуправления в условиях реформы административно-территориального устройства Украины // Региональные исследования. 2013. № 1 (39). С. 35-40.
21. Белоус Я.Ю. Проблемы и перспективы развития территориальных громад в Украине // Тр. БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2017. № 2 (202). С. 91-97.
22. Гусаков Т.Ю. Муниципальная реформа 2015 года в Украине: реализация и первые итоги // Крестьяноведение. 2019. Т. 4, № 2. С. 138-159.
23. Бориславська О. Місцеве самоврядування як форма децентралізації та гарантія демократичного політичного режиму (недоступная ссылка) // Вісник Львівського університету. Серія юридична. 2011. Випуск 52.
24. Шамахов В.А., Кузнецов С.В., Межевич Н.М. Реформирование местного самоуправления: опыт государств Прибалтики и его значение для России // Управленческое консультирование. 2021. № 1 (145). С. 10-19.
25. Лебедева Е.Б., Бусыгина И.М. Административно-территориальное деление в РФ: реформы и фактор политического режима // Полис. Политические исследования. 2012. № 3. С. 45-62.
26. Семеко Г.В. Территориальная реформа 2014-2015 гг. во Франции // Федерализм. 2017. № 3 (87). С. 19-32.
27. Швецов А.Н. Пространственные параметры муниципальных образований: постсоветские «качели» и экономические основания рационализации // Российский экономический журнал. 2007. № 3. С. 36-62.
28. Шадыбеков К.Б. Административно-территориальная реформа в Кыргызской Республике: концептуально-правовые подходы реформирования // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2018. № 4 (35). С. 55-66.
29. Джораев В.О., Тутаева Л.А. Анализ результатов первого этапа реформы административно-территориального управления Российской Федерации // Изв. Оренбургского гос. аграрного ун-та. 2009. № 1 (21). С. 166-170.
30. Евдокимов С.И. Оценка административно-территориальных реформ как способ повышения экономической эффективности территорий // Псковский регионологический журнал. 2012. № 13. С. 176-179.
31. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. Москва: Дело, 2005. 240 с.
32. Напалкова И.Г. Эволюция территориальных преобразований в России // Регионология. 2009. № 3 (68). С. 28-35.
33. Корытный Л.М. Административно-территориальное деление России: бассейновый вариант // География и природные ресурсы. 2006. № 4. С. 29-37.
34. Хатухов А.М., Берова Ф.Ж. Бассейновый принцип административно-территориального деления как альтернатива современному расселению этнических групп населения Кабардино-Балкарии // Alma mater (Вестн. высш. шк.). 2020. № 11. С. 60-71.
35. Корытный Л.М. Бассейновая концепция в природопользовании. Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН. 2001. 163 с.
36. Корытный Л.М. О необходимости и возможности реформирования административно-территориального деления России // Сб. докл. XXV сессии МАРС / под ред. С.С. Артоболевского, Л.М. Синцерова. Москва: Институт географии РАН, 2008. С. 5-15. URL: http://www.terrus.ru/sources/sborn/id17.shtml (дата обращения: 22.03.2021).
37. Ямилов Р.М. Административно-территориальная реформа: концептуальные основания переконфигурации российского пространства // Экономические науки. 2021. № 3 (449). Вып. 72. С. 35-46.
38. Кашин А.А., Стурман В.И. Уточненная схема физико-географического районирования и количественная характеристика ландшафтов Удмуртии // Вестн. Удм. ун-та. Серия «Биология. Науки о Земле». 2012. № 4. С. 104-114.
39. Ямилов Р.М. Административно-территориальная реформа: базовое соответствие территориального управления и управляемой территории // Изв. высш. учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2019. № 3 (41). С. 45-51.
40. URL: http://www.udmurt.ru/region/ (дата обращения: 22.03.2021).
41. Лагутенко Б.Т. Как обустроить «ассиметричную» Россию? 24.10.2000. URL: https://www.ng.ru/ideas/2000-10-24/8_assim.html (дата обращения: 22.03.2021).
42. Муниципальные образования. URL: http://www.udmgossovet.ru/interaction/local/regions/ (дата обращения: 22.03.2021).
43. База данных показателей муниципальных образований. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst94/DBInet.cgi (дата обращения: 22.03.2021).
44. Численность постоянного населения Удмуртской Республики на 01.01.2020. URL: https://udmstat.gks.ru/storage/mediabank/Числ_МО_2020.pdf (дата обращения: 22.03.2021).
45. «Главная задача - не потерять управляемость в погоне за красивыми цифрами» URL: https://www.kommersant.ru/doc/4740647 (дата обращения: 22.03.2021).
46. Исполнение консолидированного бюджета Удмуртской Республики по статьям доходов и расходов за 2019 год. (по данным Минфина УР). URL: https://udmstat.gks.ru/storage/mediabank/исполн_12.pdf (дата обращения: 22.03.2021).
Поступила в редакцию 2021-05-26
Опубликована 2021-08-12
Раздел
Экономика
Страницы
627-638