ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЮРИДИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИЗНАК СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ

  • Наталья Николаевна Зипунникова
    • ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет»
  • Юлия Николаевна Зипунникова
    • ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет»
Ключевые слова: юридико-образовательный дискурс, подготовка юридических кадров, преемственность, непрерывность, формализованные и неформализованные дискуссии, научные журналы, социальные сети, память

Аннотация

Среди прочих традиций отечественного юридического образования и науки важным видится обозначение длящегося уже не одно столетие юридико-образовательного дискурса. Будучи непрерывным, он обеспечивает преемственность развития системы подготовки юридических кадров, ее устойчивую и эффективную эволюцию. Отражая столкновение старого и нового, дискурс о том, чему и как учить будущих юристов или как преподавать право, наполняется формализованными, организованными дискуссиями, а также неформальными дискурсивными практиками. Примерами формализованных дискуссий показаны «литературный плебисцит» начала ХХ в., обсуждение проблем советского юридического образования в профильных журналах 1920-х годов, а также научное обоснование «модели советского юриста». К неформальной составляющей дискурса отнесены практики вспоминания различных акторов системы подготовки профессиональных юридических кадров, в том числе, отраженные в эго-источниках, устной истории. Особое внимание уделено «профильным» дискуссиям в социальных сетях и отношениям «учитель-ученик». Делается вывод о необходимости дальнейшего, более глубокого познания опыта отечественного юридико-образовательного дискурса.

Литература

1. Русинов Р.К. Методические вопросы юридического образования. Чему и как учить будущих юристов: науч.-метод. пособие. Екатеринбург: Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия», 2014. С. 4. (Библиотечка «Российского юридического журнала»).
2. Левитан К.М. Компетентностный подход в юридическом образовании // Актуальные проблемы современного права и юридического образования: материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Гуманитар. ун-та, 2005. С. 76-79.
3. Непочатых Е.П. Развитие представлений о понятиях «компетенция» и «компетентность» // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 20 (163). С. 243-251;
4. Левитан К.М. Развитие деонтологической компетентности юристов в образовательном пространстве вуза // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2016. № 6. С. 109-118. URL: electronic.ruzh.org/?q=ru/system/ files/левитан.pdf (дата обращения: 22.06.2021).
5. Сперанский Н. Кризис русской школы. Торжество политической реакции. Крушение университетов. М.: Типолит. тов-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1914;
6. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А.М. Корбута. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010;
7. Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии / пер. с англ. С. Гавриленко, А. Морозова и П. Хановой; под науч. ред. С. Гавриленко. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018;
8. Краснова М.Н., Идрисов Р.А. Университеты-симулякры: прошлое и настоящее // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России (к 170-летию чувашского просветителя И.Я. Яковлева): материалы Всерос. науч. конф. с международным участием (Чебоксары, 14 мая 2018 г.) / редколл.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 356-358.
9. Чащухин А.В. Зарубежные дискуссии и социология научного знания на книжной полке отечественного исследователя-гуманитария. Рец. на: С. Фуллер. Социология интеллектуальной жизни. Карьера ума внутри и вне академии / Стив Фуллер; пер. с англ. С. Гавриленко, А. Морозова и П. Хановой; под науч. ред. С. Гавриленко. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 384 с. // Культурный код. 2019. № 1. С. 61-69.
10. Честнов И.Л. Преемственность права в контексте постклассической науки // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 533.
11. Карташов В.Н. Преемственность в правовой системе общества: методологические основы исследования // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 10.
12. Kilian M. Juristenausbildung. Die Ausbildung künftiger Volljuristen in Universität und Referendariat: Eine Bestandaufnahme unter besonderer Berücksichtigung der Anwaltschaft. Studien der Hans Soldan Stiftung zur Juristenausbildung, Bd. 3 / Herausgegeben von M. Kilian, L. Koch und M. Wissmann. Bonn, 2015. S. 5-6;
13. Антропов Р.В., Антропова Н.А. Законодательные реформы и эксперименты в системе юридического образования Германии с 1971 по 1984 гг. (на примере земли Баден-Вюртемберг) // Genesis: исторические исследования. 2017. № 12. С. 79-89. URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=22089 (дата обращения: 10.07.2021).
14. Среди многообразия материалов различных форумов обратим внимание на такое издание: Совершенствование методики преподавания и организации процесса обучения в юридических вузах России: материалы Всерос. учеб.-метод. конф. (16-17 ноября 1999 г.) / отв. ред. И.В. Решетникова. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000.
15. Кожевников Г. Проклятый вопрос (к современному положению университетов). М.: Тип. «Печатное дело» Ф.Я. Бурче, 1911. 16 с.
16. Янжул И.И. Избранные труды. М.: Наука, 2005. С. 109-117
17. Свешников А.В. Правительственная политика в сфере зарубежных командировок русских ученых второй половины XIX - начала ХХ века // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР (конец 1880-х - 1930-е годы). М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 849-887;
18. Дмитриев А.Н. Заграничная «аспирантура» как институт подготовки российских профессоров накануне Первой мировой войны // Профессорско-преподавательский корпус российских университетов. 1884-1917 гг.: Исследования и документы / науч. ред. М.В. Грибовский, С.Ф. Фоминых. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012. С. 65-76.
19. Романович-Славатинский А.В. Голос старого профессора по поводу университетских вопросов. Вып. II. Киев: Тип. императорского университета Св. Владимира, 1903. С. 13, 23, 26 и далее.
20. Есипов В.В. О преподавании права. Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1901. С. 1-2, 30.
21. Министерская система в Российской империи: К 200-летию министерств в России / отв. ред. Д.И. Раскин. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 802.
22. Дерюжинский В.Ф. Судебные деятели об университетской подготовке молодых юристов // Журнал Министерства юстиции. 1902. № 7. С. 219-236.
23. Казанский П.Е. Вопрос о преподавании права в русской печати в 1901 г. Одесса: «Экономическая» тип., 1903. С. 4, 6, 12.
24. Ящук Т.Ф. Юридические журналы 1920-х годов как источник по истории советского правоведения // Вестник Омского ун-та. 1999. Вып. 1. С. 111-114.
25. Гришина Н.В. «…Возможность проехаться и подышать западноевропейским воздухом»: взаимоотношения науки и власти в сфере заграничных командировок в 1920-е гг. // Вестник Томского гос. ун-та. Сер.: История. 2018. № 51. С. 34.
26. Казарин В.Н., Лякутина Ю.П. Юридическое образование в Восточной Сибири (1918-1991 гг.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. С. 80-102.
27. Ящук Т.Ф. Юридическое образование в высшей школе: учебное пособие. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2014. С. 64.
28. Догадов В. Факультет советского права Ленинградского государственного университета // Революция права. 1929. № 1. С. 116.
29. Челяпов Н. Факультет советского права I Московского гос. университета // Революция права. 1928. № 3. С. 97-98.
30. Ундревич В. Факультет права и местного хозяйства Саратовского университета // Революция права. 1928. № 5. С. 120.
31. Свердловский юридический институт. 1931-1981. М.: Юридическая литература, 1981. С. 29.
32. Яковлев В.Ф. Вопросы подготовки юридических кадров // Правоведение. 1980. № 5. С. 10, 12.
33. Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. 1976. № 4. С. 73-81.
34. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gWBOhBTM MeA&ab_channel
35. Янин В.Л. О себе и о других. М.; СПб.: Нестор-История, 2021. С. 26-43.
36. URL: https://www.youtube.com/channel/UCHgzv3uN6AMkT5kn4Any SHA
37. URL: https://m.facebook.com/groups/lawyersSPM/permalink/1229243250844151/(дата обращения: 10.07.2021).
38. URL: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=1058107348049384&id=100015503853088 (дата обращения: 10.07.2021).
39. Кодан С.В. Учитель и ученик в преломлении этоса юридической науки // Российский юридический журнал. 2020. № 5. С. 34.
40. Баранов А.Н. Новые материалы к биографии И.В. Цветаева // Семья Цветаевых в истории и культуре России: XV Междунар. науч.-тематич. конф. (Москва, 8-11 октября 2007): сб. докладов / отв. ред. и сост. И.Ю. Белякова. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. С. 43-44.
Поступила в редакцию 2021-06-02
Опубликована 2021-08-12
Раздел
Правоведение
Страницы
654-661