ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ: ОТНОШЕНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОКУПАТЕЛЕЙ

  • Николай Николаевич Молчанов
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Георгий Сергеевич Дудаков
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Ключевые слова: цифровизация, каналы распределения, молодые покупатели России, покупки онлайн, покупки офлайн

Аннотация

В настоящий момент происходит активное внедрение цифровых технологий в каналы распределения. Цифровизация каналов сбыта в России создала объективные предпосылки для развития коллаборационного маркетинга, использование которого предполагает включение партнеров по каналам в маркетинговую работу, сетевую активность, предоставление контента и активов. В этих условиях важно понять отношение наиболее перспективной категории покупателей (молодежи) к этим процессам. Поэтому данное исследование посвящено выявлению потребительского отношения к внедрению цифровых технологий в каналы распределения Российской Федерации. В данной статье произведена оценка мнения молодых российских потребителей в отношении цифровизации каналов распределения. Итогом исследования является проверка ряда авторских гипотез в части предпочтения молодых российских потребителей в отношении онлайн и офлайн покупок. Согласно результатам проведенного полевого исследования можно сделать вывод о том, что риск исчезновения офлайн торговли остается довольно невысоким. В ходе исследования удалось выяснить, что современные потребители осведомлены о сервисах электронной коммерции и имеют высокое доверие к ним, а свои покупки они чаще совершают через маркетплейсы. Однако, несмотря на возросший спрос на онлайн торговлю, который обусловлен пандемией коронавируса, потребители не допускают полного вытеснения традиционных магазинов. Респонденты предпочитают чаще приобретать лишь товары предварительного выбора и товары сезонного спроса, в то время как товары повседневного спроса, товары периодического выбора и товары ограниченного выбора современные потребители по-прежнему чаще приобретают в офлайн магазинах.

Литература

1. Datareportal. DIGITAL 2021: GLOBAL OVERVIEW REPORT. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report (дата обращения: 30.04.2021).
2. WEB-Index. Аудитория интернета в России в 2020 году. URL: https://mediascope.net/news/1250827/#:~:text=По %20данным %20установочного %20исследования %20проекта,71 %2C1 %25 %20населения %20России (дата обращения: 05.05.2021).
3. Кольган М.В., Медведева Ю.Ю. Проблемы и перспективы применения инновационных методов стимулирования сбыта в розничной торговле // Практический маркетинг. 2017. № 3 (241). С. 15-23.
4. Вайл П., Войнер С. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 357 с.
5. Фирсанова О.В., Салихова Я.Ю., Лизовская В.В., Байков В.Г. Стратегический маркетинг. СПб., 2018. 73 с.
6. Олифиров А.В., Маковейчук К.А., Петренко С.А. Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Vol. 7, no. 4. Р. 85-91.
7. Лаукс Дж., Маколей Дж., Норонха Э., Уэйд М. Цифровой вихрь. Как побеждать диджитал-новаторов их же оружием. М.: ЭКСМО, 2018. 352 с.
8. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. № 3 (157). С. 17-20.
9. Ойнер О.К., Пантелеева Е.К., Метелева Ю.И., Цыганкова Ю.М. Формирование клиентоориентированного подхода к бизнесу: концептуальная модель // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2018. № 2. С. 94-117.
10. Ойнер О.К., Пантелеева Е.К. Признаки клиентоориентированного подхода к управлению FMCG компанией на российском рынке // Управленец. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-klientoorientirovannogo-podhoda-k-upravleniyu-fmcg-kompaniey-na-rossiyskom-rynke (дата обращения: 05.05.2021).
11. Кешелава А.В., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю. Введение в цифровую экономику. М.: ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.
12. Толстяков Р.Р., Бондаренко В.А., Иванченко О.В., Миргородская О.Н. Применение элементов искусственного интеллекта в маркетинговой деятельности компаний // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2019. № 4 (74).
13. Акерлоф Дж. Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. М.: Юнайтед Пресс, 2014. 273 с.
14. Кольган М.В., Крымов С.М. Структурные изменения в цепочке товародвижения под влиянием новых информационных возможностей // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 3. С. 36-42.
Поступила в редакцию 2021-09-15
Опубликована 2021-12-03
Раздел
Экономика
Страницы
976-984