ФЕДЕРАЛИЗМ СВЯЗАННОГО РАЗНООБРАЗИЯ В АСИММЕТРИЧНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

  • Наталья Юрьевна Коротина
    • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Челябинский филиал)
Ключевые слова: экономический федерализм, экономическое пространство, неоднородность, асимметричность, связанность, когерентность, региональное разнообразие, связанное разнообразие, децентрализация

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью построения модели экономического федерализма, позволяющего учесть российскую специфику, так как существующий подход к пониманию федерализма не позволил найти комплексного решения всех возникающих экономических проблем федеративных отношений, в частности асимметричности регионального развития. Поэтому целью исследования является обоснование модели федерализма, призванной связать разнообразные по характеристикам российские регионы в единую экономическую систему. Предложенная автором модель федерализма связанного разнообразия построена с учетом вариативности межрегионального сопоставления (асимметричности регионального развития), когерентности трех типов пространств (территориального, управленческого и воспроизводственного) и связанности регионов во всех функциональных сферах взаимодействия субъектов федерализма. Для этого автором предлагается применение как универсальных, единообразных, так и дифференцированных, специфических мер государственной поддержки регионов с учетом их роли в социально-экономическом развитии страны. То есть предлагаемая модель основана на триединстве пространств экономического федерализма и троичности балансирующих детерминант (централизация и децентрализация, симметричность и асимметричность, универсальность и специфичность) и позволяет сохранить уникальность каждого из территориальных субъектов федерализма в единое пространство экономического федерализма, представляющее собой целостную структуру.

Литература

1. Tiebout C.A. Pure Theory of Local Expenditures // The Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64, no. 5. P. 416-424.
2. Musgrave R.A. A Multiple Theory of Budget Determination // Finanzarchiv. N.F. 17 (1956/1957). Heft 3. URL: http://www.mohr.de/fileadmin/user_upload/Zeitschriften/musgrave_budget_determination.pdf.
3. Musgrave R.A. The Theory of Public Finance. New York: McGraw Hill, 1959. 628 р.
4. Oates W.E. Fiscal Federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1972. 256 р.
5. Пешина Э.В., Стрекалова А.А. Два поколения фискального федерализма: взаимосвязь развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения 18 (252). 2015. С. 42-59.
6. Qian Y., Weingast B.R. Federalism as a Commitment to Preserving Market Incentives // Journal of Economic Perspectives. 1997. Vol. 11, no. 4. Р. 83-92.
7. Inman R.P., Rubinfeld D.L. Rethinking Federalism // Journal of Economic Perspectives. 1997. Vol. 11, no. 4. Р. 43-64.
8. Qian Y., Weingast B.R. Federalism as a Commitment to Preserving Market Incentives // Journal of Economic Perspectives. 1997. Vol. 11, no. 4. Р. 83-92.
9. Oates W.E. Toward a Second-Generation Theory of Fiscal Federalism // International Tax and Public Finance. 2005. No. 12. Р. 349-373.
10. Buheji Mohamed Self-Sufficiency & Inspiration Economy. Conference: Audio Encyclopedia of Inspiration Economy (English). July 2021. DOI: 10.13140/RG.2.2.14841.80488.
11. Bukhvald E. M. “Self-development” of the subjects of the Federation as a priority of the state policy for regional development in the Russian Federation/ Conference Paper Proceedings of the International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges (ICSDCBR 2019) Jan 2019. DOI: 10.2991/icsdcbr-19.2019.111.
12. Figueiredo Jr Rui J.P., Weingast Barry R. Self-Enforcing Federalism. The Journal of Law, Economics, & Organization.Vol. 21, no. 1. DOI:10.1093/jleo/ewi005.
13. Rui J. P. Figueiredo, Jr., Michael A. McFaul, Barry R. Weingast Constructing Self-Enforcing Federalism in the Early United States and Modern Russia. The Journal of Federalism 37(2):160-189. Spring 2007. DOI: 10.1093/publius/pjm002.
14. Giuliano A. Emergency Federalism: Calling on the States in Perilous Times, University of Michigan Journal of Law Reform. 2007. Vol. 40, iss. 2. P.341-399. Available at: https://repository.law.umich.edu/mjlr/vol40/iss2/4.
15. Данилова И.В., Савельева И.П., Резепин А.В., Килина И.П. Межрегиональные связи в системе факторов пространственного развития специализаций регионов: анализ макрозон монопрофильных регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 3 (125). С. 53-66.
16. Коротина Н.Ю. Экономика федеративных отношений с позиций пространственного подхода // Управленческий учет. 2021. № 7-3 (2021). С. 671-678. DOI: https://doi.org/10.25806/uu7-32021671-678.
17. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Очерки по пространственной экономике / отв. ред. В.М. Полтерович; Рос. акад. наук, Дальневост. отд., Ин-т экон. исследований. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2014. 272 с.
Поступила в редакцию 2021-12-03
Опубликована 2022-01-25
Раздел
Экономика
Страницы
33-39