РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

  • Анна Игоревна Троянская
    • ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
  • Максим Игоревич Прасолов
    • ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
Ключевые слова: цифровая трансформация, рефлексивная модернизация, человеческий фактор, система управления персоналом, система человек-машина-среда

Аннотация

Современные условия характеризуются нарастанием процессов цифровой трансформации во всех сферах общественной жизни. Представляется перспективным применение новейших программных решений для оптимизации процессов управления персоналом. Автоматизированные HRM-системы способны свести к минимуму или исключить ошибочные действия, обусловленные влиянием человеческого фактора, на крупном предприятии обрабатывающей промышленности, каким является АО «ОМЗ». В результате проведения серии интервью, анкетирования и анализа кадровой статистики выявлено: ошибки связаны с нерациональностью резервного копирования, «исчезновением» документов, простоями в связи с некорректным ведением баз данных. Установлены психологические причины ошибочных действий работников. Предлагается возможность снизить издержки, связанные с ликвидацией последствий этих действий. При этом речь не идет о полной автоматизации коммуникативных процессов в организации. Делается вывод, что распределение функций в системе человек-машина-среда должно быть динамическим с возможностью осознанно регулировать степень автоматизации. На сегодняшний день востребована именно рефлексивная модернизация. Осознанная современность требует от человека самоопределения, выработки отношения к социальной среде, производственной среде, предметному миру, рефлексии своего места и роли в происходящих инновациях. Чрезвычайно значимо сохранение ставших хрупкими человеческих взаимоотношений, собственно человеческих проявлений.

Литература

1. Гаранина О.Д. Человеческий фактор в контексте концепции человеческого потенциала // Научн. вестн. Московского гос. техн. ун-та гражданской авиации. Серия История. Философия. Социология. 2009. №142. С. 76-80.
2. Главатских О.Б, Троянская А.И, Прасолов М.И, Царева Е.В. Цифровая трансформация процессов повышения квалификации персонала АО «Омутнинский металлургический завод» // «Глобальный научный потенциал». 2021. № 1 (118). С. 109-111.
3. Голиков Ю.Я. Методология психологических проблем проектирования техники. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 104-122.
4. Дертинг Ш. Информационные системы в управлении бизнесом // Эксперт. 2017. № 35. С. 114-119.
5. Ерпылева Н.Ю. Информационные системы в управлении бизнесом // Гражданин и право. 2018. № 1, 2. С. 14-50.
6. Костин А.Н. Взаимная адаптация и взаимное резервирование человека и автоматики // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: ИП РАН, 2007. С. 408-419.
7. Костин А.Н. Социально-психологические проблемы и детерминанты автоматизации управления сложной техникой // Социальная психология труда: теория и практика. Т. 1 / под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: ИП РАН, 2010. С. 277-296.
8. Коптева Н.В. Невоплощенность в интернете как новая форма технологического самоотчуждения // Вестн. Удм. гос. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, вып. 2. С. 160-163. DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-2-160-169.
9. Ломов Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода // Психологические основы профессиональной деятельности / под общ. ред. В.А. Бодрова. М., 2007. С. 733-744.
10. Национальный стандарт менеджмента качества Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 10018-2014.
11. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск: Поликом, 2006. С. 429-453.
12. Троянская А.И., Прасолов М.И. Информационные технологии в управлении персоналом в АО «Омутнинский металлургический завод» // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2020. № 2 (41). С. 38-42.
13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Смысл, 2003. С. 579-641.
14. Человеческий фактор: в 6 т. Т. 1. Эргономика - комплексная научно-техническая дисциплина: Handbook of Human Factors / Кристенсен Ж., Мейстер Д., Фоули П. и др. / под ред. Г. Салвенди / науч. ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипов. М.: Мир, 1991. С. 526-599.
15. Sokolova N.G., Troyanskaya A.I., Glavatskikh O.B. Reflexive Modernization in the Era of Digital Economy // Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth. MTDE, 2020. Vol. 138. Р. 638-642. DOI: 10.2991/aebmr.k.200502.103.
Поступила в редакцию 2021-12-06
Опубликована 2022-01-25
Раздел
Экономика
Страницы
88-94