МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРЕСТУПНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

  • Андрей Андреевич Байбарин
    • ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
  • Дина Николаевна Садчикова
    • ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
Ключевые слова: методологические основы, несовершеннолетний, преступность несовершеннолетних, меры предупреждения, уголовная ответственность, программа предупреждения преступности несовершеннолетних, подростки, учебная программа, обучающая программа

Аннотация

В настоящей статье на примере Курской области рассматриваются меры профилактики преступности несовершеннолетних, правовое просвещение как одна из таких мер и методологические основы программы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Доказано, что в условиях криминализации молодого поколения все более острой становится проблема совершенствования мер профилактической деятельности, проводимых среди подростков и молодёжи. В результате проведенного исследования предложено авторское решение заявленной проблемы посредством разработки уникальной учебной программы по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в занятие преступной деятельностью. Мобильный и доступный ресурс, нацеленный на снижение уровня вовлеченности в совершение противоправных деяний, может быть использован среди обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений региона. По итогам исследования делаются выводы о путях дальнейшего развития предлагаемой учебной программы. На основе диалектического и формально-логического методов научного исследования изучено современное состояние подростковой преступности в отдельном российском регионе, подробно рассмотрены основные направления профилактической деятельности, сделан вывод о необходимости выработки особого подхода к предупреждению преступности среди несовершеннолетних. Системный метод дал возможность представить содержание обучающей программы в формате учебных модулей - тематических занятий в интерактивной форме. Функциональный метод позволил объективно оценить преимущества разработанной обучающей программы. Использованы общенаучные и частно-научные методы (анализ и синтез, уголовное статистическое наблюдение, моделирование преступности).

Литература

1. Калмыкова Е. А., Шайкова М. В. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних (на примере Курской области) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 53.
2. Рящев А. Е. Предупреждение преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. 2020. № 10 (300). С. 144.
3. Информационно-аналитическая записка о результатах оперативно-служебной деятельности УМВД России по Курской области. URL: https://46.мвд.рф/Dejatelnost/Otcheti_pered_naseleniem/UMVD_Rossii_po_Kurskoj_oblasti/item/22791557/(дата обращения: 09.02.2022).
4. URL: http://www.dddkursk.ru/lenta/2021/06/01/074117/ (дата обращения 09.02.2022).
5. Дополнительное образование. Официальный сайт Комитета образования и науки Курской области. URL: https://komobr46.ru/sistema-obrazovaniya/dopolnitelnoe-obrazovanie.html (дата обращения: 09.02.2022).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 09.02.2022).
7. Приказ от 20.05.2021 № 1-552 «Об организации в образовательных организациях Курской области мониторинга аккаунтов, обучающихся в социальных сетях». URL: https://komobr46.ru/prikazy/4163-20-05-2021-1-552.html (дата обращения 09.02.2022).
8. Комплексный план действий по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Курской области на 2021-2023 г. URL: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=569&mat_id=118766&preview_mat=yes (дата обращения 10.02.2022).
9. Зайко Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // Российское право: образование, практика, наука. 2017. №1 (97). С. 53.
10. Абдуллаева М. Д. Методика воспитательной работы // Europeanscience. 2021. № 1 (57). С. 48.
Поступила в редакцию 2022-02-28
Опубликована 2022-04-08
Раздел
Методология
Страницы
390-395