ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

  • Татьяна Владимировна Бушинская
    • Тульский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Ключевые слова: сбалансированность бюджета, регион, консолидированный бюджет, налоговые доходы, планирование доходов, регулирование доходов

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы обеспечения сбалансированности субфедерального бюджета как неотъемлемого звена бюджетной системы федеративного государства. Бюджетным кодексом РФ установлен принцип сбалансированности, закрепляющий обязанность принятия бездефицитного бюджета, а при необходимости - определения объема и источников финансирования его дефицита. Вместе с тем серьезной методологической и организационной проблемой является обеспечение сбалансированности бюджета на стадии его исполнения. Высокая степень централизации налогово-бюджетных полномочий в федеральном центре, ограниченность влияния на состав доходов субфедеральных бюджетов и, соответственно, на баланс доходной и расходной частей, предопределяет объективную потребность разработки концепции обеспечения сбалансированности субфедерального бюджета. Цель настоящего исследования - выявление и обоснование инструментов управления налоговыми доходами как основным источником доходов бюджета и элементом многоуровневой концепции обеспечения сбалансированности субфедерального бюджета. Методологической основой настоящего исследования послужили системный подход, методы группировок, анализа, сравнения. В качестве информационно-эмпирической базы использованы труды отечественных ученых по вопросам бюджетно-налоговой политики, обеспечения сбалансированности бюджетов, официальные данные Росстата, Федерального казначейства. Результатом является разработка отдельных инструментов, обеспечивающих сбалансированность бюджета и лежащих в сфере управления налогообложением на субфедеральном уровне. Особенностью предложенных инструментов является их нахождение в пределах компетенции органов власти субъектов РФ, а их реализация не требует дополнительного финансирования и не влечет дополнительной административной нагрузки.

Литература

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: http://www.kremlin.ru. (дата обращения: 14.04.2022).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022). URL: https://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.04.2022).
3. Алфименко С.С. Повышение сбалансированности регионального бюджета путем повышения точности прогнозов расходования бюджетных средств // Финансовые рынки и банки 2021. № 12. С. 9-14.
4. Беспалова Е.П. Вопросы сбалансированности // Журнал Бюджет. 2021. № (221). С. 10-12.
5. Кузнецова Е.В. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: проблемы и пути обеспечения: автореферат дисс. канд. … экон. наук. М., 2012. 28 с.
6. Малкина M.Ю. Устойчивость бюджетных доходов субъектов РФ и ее источники // Экономика региона. 2021. № 17 (4). С. 1376-1389.
7. Шмиголь Н.С. О подходах к обеспечению сбалансированности и устойчивости федерального бюджета: теоретический аспект // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podhodah-k-obespecheniyu-sbalansirovannosti-i-ustoychivosti-federalnogo-byudzheta-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 15.04.2022).
8. Акиндинова Н.В., Чернявский А.В., Чепель А.А. Региональные бюджеты в условиях кризиса: можно ли достичь сбалансированности? // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 31-48.
9. Матвеев В.В. Устойчивость региональной экономики и структурные сдвиги: теория и практика // Вестник Удмуртского университета. 2021. № 6 (31). С. 970-975.
10. Белостоцкий А.А. Сбалансированность региональных бюджетов в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sbalansirovannost-regionalnyh-byudzhetov-v-usloviyah-pandemii-koronavirusnoy-infektsii (дата обращения: 12.04.2022).
11. Кузнецова Н.Р. Региональный аспект бюджетной политики в условиях коронакризиса // МНИЖ. 2021. № 4-4 (106). С. 127-129.
12. Сулейманов М.М. Состояние и пути повышения сбалансированности бюджетов территорий в новых экономических условиях // Индустриальная экономика. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-puti-povysheniya-sbalansirovannosti-byudzhetov-territoriy-v-novyh-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения: 14.04.2022).
13. Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля: Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 24.03.2022). URL: https://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.04.2022).
14. Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств: постановление Правительства РФ от 14.04.2022 № 665. URL: https://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.04.2022).
15. Жуков Р.А., Манохин Е.В., Городничев С.В. Особенности управления социо-эколого-экономическими системами в регионах ЦФО // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 333-340.
16. Федеральное Казначейство: официальный сайт. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/
17. Лаврухин Г.В., Бушинская Т.В. Налоговое планирование в регионе на основе валового регионального продукта // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 1. С. 39-47.
18. Бушинская Т.В., Булдыгин П.А., Артемова А.И. Концептуальные основы управления налогом на имущество организаций // РППЭ. 2020. № 3 (113). С. 159-168.
Поступила в редакцию 2022-05-19
Опубликована 2022-08-02
Раздел
Экономика
Страницы
603-608