РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА УНИВЕРСИТЕТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

  • Вера Анатольевна Тераз
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: университет, модель компетенций, корпоративные компетенции, оценка персонала, управление персоналом, компетентностный подход

Аннотация

В статье представлены результаты исследования теоретических и практических аспектов разработки модели компетенций персонала в университете. Был проведен обзор научных публикаций по заданной тематике, выделены основные аспекты работы по созданию модели компетенций в современных организациях и, в частности, в вузах. Также проведен анализ истории компетентностного подхода в управлении персоналом и развития представлений о понятии «компетенция» в зарубежной и отечественной науке и практике. Обоснована актуальность моделирования компетенций персонала в высших учебных заведениях Российской Федерации, учитывая современные вызовы и общественные процессы. После чего описан практический опыт разработки корпоративной модели компетенций в ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», включающий четыре основных этапа: применение экспертного подхода, определение кластеров модели компетенций, мониторинг полученной информации и формирование корпоративной модели компетенций с учетом категорий работников университета, апробацию модели компетенций. Последний этап был реализован в процессе оценки сотрудников путем социально-психологического тестирования, применения кейс-метода, а также интервьюирования и наблюдения. Представлено описание отчета по результатам оценки. Систему работы по разработке модели компетенций, описанную в статье, можно брать за основу для реализации политики управления человеческим капиталом. Соответственно, данная статья может быть полезна руководителям и сотрудникам управлений по персоналу образовательных организаций высшего образования.

Литература

1. Рудаков В.Н. Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам. // Мониторинг экономики образования РИУ ВШЭ. 2020. № 13. С. 1-6.
2. Тераз В.А. Кадровый потенциал университета: общественные вызовы и направления совершенствования // Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Региональные вузы - драйверы пространственного развития России» / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет». Ижевск: Удмуртский университет, 2021. С. 219-222.
3. Медведев А.А. Кадровый резерв как инструмент развития профессиональных компетенций. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kadrovyy-rezerv-kak-instrument-razvitiya-professionalnyh-kompetentsiy (дата обращения: 10.05.2022).
4. Чуркин И.Ю., Чуркина Н.А. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. 2010. № 3 (32). С. 121-126.
5. Бояцис Р. Компетентный менеджер. М.: ГИППО, 2008. 352 с.
6. Спенсер С., Спенсер Л. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: ГИППО, 2010. 384 с.
7. Антипин Н. А. Компетентностный подход в образовании: некоторые современные проблемы // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 8-2 (13). С. 156-160.
8. Чуланова, О. Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография. Москва: ИНФРА-М, 2021. 292 с.
9. Дульзон А.А., Васильева О.М. Методологические проблемы разработки модели компетенций преподавателя вуза // Образование и наука. 2009. № 7 (64). С. 22-30.
10. Стрелкова С.В. Комплексный подход к обучению менеджмента ОАО «Сбербанк России» в рамках hr-цикла организации с использованием модели управленческих компетенций и оценки индивидуального уровня развития // Сборник статей Межрегиональной науч.-практ. конф. / Самарский научный центр РАН. Самара, 2014. С. 238-243.
11. Esaulova, I. Innovative Behavior in Terms of Competences / I. Esaulova, N. Linkova, А. Merkusheva // III International Scientific and Practical Conference «Foreign Direct Investment for Company's Sustainability: Regional Aspects». Innovation Management аМ Company Sustainability. Prague, 2014. Р. 30-39.
12. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под ред. М.С. Шклярук, Н.С. Гаркуши. М.: РАНХиГС, 2020. 84 с.
13. Горева О.В., Куценко С.М. Формирование корпоративных компетенций ОАО «РЖД» в контексте непрерывного образования // Техник транспорта: образование и практика. Москва, 2021. С. 8-16.
14. Kilmann R.H., Thomas K.W. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behaviour: The «MODE» Instrument // Educational and Psychological Measurement. 1977. Vol. 37, № 2. P. 309-325.
15. Универсальный язык DISC: Руководство по применению / пер. с англ. А. Еременко. М.: TTI Success Insights Россия, 2014. 381[3] с.
16. Прохорова М.В., Терегулова А.Д. Диагностика адапторского-инноваторского когнитивного стиля // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2-1. С. 400-406.
17. Сергеева С. Тест «Якорь карьеры» Шейна: описание и правила использования методики. URL: https://www.hr-director.ru/article/67153-metodika-yakorya-karery-sheyna-19-m3 (дата обращения: 15.05.2022).
18. Жариков Е., Крушельницкий Е. Диагностика лидерских способностей / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 316-320.
19. Сергеева С. Тест Герчикова: мотивация персонала в зависимости от типа личности. URL: https://www.hr-director.ru/article/67504-gerchikov-motivatsiya-personala-19-m11 (дата обращения 15.05.2022).
Поступила в редакцию 2022-05-25
Опубликована 2022-08-02
Раздел
Экономика
Страницы
669-675