СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКОСИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Михаил Витальевич Леонов
    • ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
Ключевые слова: коммерческий банк, банковская система, банковская экосистема, экосистемное партнерство, цифровая платформа, комплексный продукт

Аннотация

Востребованность формализации процесса взаимодействия субъектов банковской экосистемы предопределяется отсутствием методологической основы исследования партнерских отношений в рамках данной системы. Методологическая база исследования основывается на применяемых в области банковского дела общенаучных методах, включающих метод научной абстракции, индукцию и дедукцию, синтез, группировку, сравнительный и сопоставительный анализ. В статье обобщены традиционные формы взаимодействия, выделены отличительные характеристики роли коммерческого банка в рамках предпринимательской и банковской экосистемы. Автором доказано, что взаимодействие с различными коммерческими и некоммерческими организациями относится к одному из обязательных элементов бизнес-модели коммерческих банков, способствующих повышению эффективности и расширению масштабов деятельности. Обоснована потребность в формализации партнерского взаимодействия в рамках экосистемной модели банковской деятельности. В статье систематизированы и подробно раскрыты ключевые этапы взаимодействия коммерческого банка и его экосистемных партнеров: инициация, формализация, тестирование, эксплуатация, завершение. Полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегии развития коммерческого банка в рамках экосистемной модели, а также регулирующими органами для обеспечения устойчивости национальной банковской системы и снижения системных рисков финансовой стабильности.

Литература

1. Аветисян Г.В. Соотношение управления и взаимодействия // Вестник университета. 2017. № 5. С. 5-9.
2. Бочаров Н.А. Методические рекомендации по регламентации социального взаимодействия организаций // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 51. С. 13-22.
3. Шерешева М.Ю., Бузулукова Е. В. Сетевые межфирменные взаимодействия в деятельности ТНК на российском рынке // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2012. № 1. С. 52-75.
4. Оборин М.С., Шерешева М. Ю. Специфика сетевых бизнес-моделей в туристско-рекреационной сфере // Управленец. 2017. № 4 (68). С. 24-30.
5. Филимонов И.В. Экосистема цифровой экономики: проблемы предметной идентификации // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 51-58.
6. Moore J.F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. 1993. May-June. pp. 75-83. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition/.
7. Ахриева М.М. Анализ деятельности банковских экосистем в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 1-2 (83). С. 5-7.
8. Леонов М.В. Предпосылки формирования и классификация банковских экосистем в цифровой экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 2. С. 12-14.
9. Щербаков Г.А. Цифровые экосистемы как инструмент достижения конкурентных преимуществ на финансовом рынке: системный анализ проблемы // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. Т. 13, № 1. С. 42-59.
10. Moody’s Investors Service. Rapid growth of challengers puts new verve into old banking systems. URL: https://www.moodys.com/web/en/us/about/insights/data-stories/rapid-growth-of-virtual-banks-puts-new-verve-into-old-banking-systems.html (дата обращения: 12.08.2022).
11. Klarna raises $800 million as valuation plunges 85% in a year. URL: https://www.reuters.com/business/finance/klarnas-valuation-slumps-67-bln-with-800-mln-raise-2022-07-11/(дата обращения: 12.08.2022).
12. Пожидаев Р.Г. Стратегическое управление межфирменными сетями: концепции и направления исследований // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 120-128.
Поступила в редакцию 2022-09-21
Опубликована 2022-11-24
Раздел
Экономика
Страницы
993-1000