МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ И ПЕРЕМЕН
Аннотация
Происходящие мировые процессы переориентируют международное сотрудничество России в Арктике в области научного исследования и экономического развития. Значимое международное влияние приобретают организации ШОС, ЕАЭС, продолжается становление сотрудничества стран БРИКС. Нарастающее взаимодействие России с неарктическими государствами порождает необходимость поиска (или разработки) принципиально новых правовых основ международного экологического сотрудничества в Арктике. Выработанная практика регионального правового регулирования отдельных экологических проблем в Арктике нивелируется противоправным поведением арктических государств. Исследуются международные соглашения, принимаемые ШОС, ЕАЭС и БРИКС в области экологического и арктического сотрудничества. Оспаривается целесообразность разработки и принятия универсального международного соглашения, регламентирующего правовой режим Арктики, способного нарушить национальные интересы России и арктических государств. Вместе с тем представляет практический интерес проработка международных экологических стандартов осуществления судоходства, рыболовства, освоения и переработки природных ресурсов и иной деятельности в Арктике. Отмечается, что, несмотря на провозглашение исследуемыми организациями арктического вектора развития, международное законодательство арктической направленности отличается фрагментарной проработкой отдельных элементов при отсутствии комплексных подходов.
Литература
2. Шавина Е.В., Прокофьев В.А. Потенциал развития арктических регионов России // Геоэкономика энергетики. 2020. С. 99.
3. Пономарев М.В. Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. № 10. С. 144.
4. Холкина Ю.А., Крипакова А.В. Арктическая политика Китая // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 351.
5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году».
6. Отчет научно-исследовательской работы Арктического и Антарктического Научно-Исследовательского Института «Гидрометеорологическое исследование Арктики». 2013. С. 62.
7. См., например: Матвеева Е.В., Новикова Е.В., Пономарев М.В. Изменение климата: правовое регулирование в Российской Федерации // Экологическое право. 2022. № 3. С. 22-28; Спиридонова Е.В. Предпосылки становления системы правового регулирования лесоклиматических проектов в России // Экологическое право. 2021. № 3. С. 30.
8. Жилина И.Ю. Потепление в Арктике: возможности и риски // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 1. С. 67.
9. China’s Arctic Policy. White paper. The State Council Information Office of the People’s Republic of China. 2018. URL: http://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (дата обращения: 29.07.2022).
10. Куан Цзэнцзюнь, Оу Кайфэй. Новая политика Китая по Арктике (О Белой книге «Политика Китая в Арктике») // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Том 63. № 7. С. 86.
11. Барамидзе Д.Д. Эколого-правовой режим Арктической зоны Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития: монография. - Москва: Проспект. 2022. С. 68.
12. Авхадеев В.Р. Сотрудничество Арктического совета и Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды: проблемы развития // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 139-140.
13. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021). СЗ РФ. 04.12.1995. № 49. Ст. 4694.
14. Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021). СЗ РФ. 20.07.2020. № 29. Ст. 4503.
15. Arctic Waters Pollution Prevention Act. R.S.C. 1985. c.A-12. Justice Laws Website. URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/A-12/FullText.html (дата обращения: 29.07.22).
16. Donat Pharand. Canada’s Arctic Jurisdiction in International Law // Dalhousie Law Journal. Vol. 7. Iss. 3. Article 9. P. 325.
17. Конвенция о континентальном шельфе. Заключена в г. Женеве 29.04.1958. Ведомости ВС СССР. 8 июля 1964 г. № 28. Ст. 329.
18. Страны Арктического совета возобновляют работу организации без России. ТАСС. 8 июня 2022. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14860061 (дата обращения: 29.07.2022)
19. Декларация об учреждении Арктического совета. Принята в г. Оттаве 19.09.1996. Действующее международное право. Т.3. - М.: Московский независимый институт международного права. 1997. С. 721-723.
20. Стратегический план Арктического совета на 2021-2030 годы. Рейкьявик. 20 мая 2021 г. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2601/MMIS12_2021_REYKJAVIK_strategic-plan-RU.pdf?sequence=6&isAllowed=y (дата обращения: 30.07.2022).
21. Шинкарецкая Г.Г. О правовом статусе БРИКС // Современное право. 2015. № 10. С. 144.
22. Декларация Бразилиа по итогам XI саммита государств-участников БРИКС. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5458 (дата обращения: 30.07.2022).
23. В БРИКС заявили о возможном членстве Турции, Египта и Саудовской Аравии. 14 июля 2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/14/07/2022/62cf6cfb9a7947c59ecc50bc (дата обращения: 30.07.2022).
24. Московская декларация XII саммита БРИКС. Принята 17.11.2020. Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС в 2020 году. URL: https://brics-russia2020.ru (дата обращения: 30.07.2022).
25. Журавель В.П. Состояние и перспективы развития Северного морского пути // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. С. 215.
26. Журавель В.П., Назаров В.П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2. С. 149.
27. См., например: Джандубаева Т.З., Ерофеева К.Ю. Глобальное изменение климата: пути правового регулирования в Бразилии // Юридическая наука. 2018. № 6. С. 46-48.
28. Каратаева К.Е. Арктика как зона перспективного сотрудничества стран БРИКС // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. С. 515.
29. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 1 октября 2019 года). Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2015, № 0001201501160013.
30. Захарин А.Н., Нутрихин Р.В. Правовые проблемы формирования единого эколого-безопасного пространства стран-участниц ЕАЭС // Гуманитарные и юридические исследования. 2021. № 1. С. 148.
31. См., например: Waliul Hasanat.Integration of Arctic Sub-National Governments within the Arctic Council. Current Development in Arctic Law. V.1. 2013; Linda Nowlan (2001). Arctic Legal Regime for Environmental Protection. IUNC, Gland, Switzerland and Cambridge, UK and ICEL, Bonn, Germany. xii + 70 pp.
32. Указ Президента РФ от 02.05.2014 «О сухопутных территориях Арктической Зоны Российской Федерации». СЗ РФ. № 18 (ч.I). 05.05.2014. Ст. 2136.
33. Боголюбов С.А. Соотношение экологических политик России и других государств // Экологическое право. 2016. № 4. С. 27.
34. Хартия Шанхайской организации сотрудничества (принята в г. Санкт-Петербурге 07.06.2002). СЗ РФ. 23.10.2006. № 43. Ст. 4417.
35. Перская В.В., Ремыга В.Н., Ревенко Н.С. Институциональные аспекты сотрудничества в рамках Арктического пояса Шелкового пути // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). 2018. Т. 9, № 4. С. 17.
36. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года: исходные реалии и фактор российско-китайского партнерства: монография / под ред. С.Г. Лузянина, Е.И. Сафроновой. М.: ИДВ РАН. 2015. С. 104.
Опубликована 2022-11-24