МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ И ПЕРЕМЕН

  • Давид Давидович Барамидзе
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь, международное экологическое сотрудничество, международное законодательство, Арктический совет, ШОС, ЕАЭС, БРИКС

Аннотация

Происходящие мировые процессы переориентируют международное сотрудничество России в Арктике в области научного исследования и экономического развития. Значимое международное влияние приобретают организации ШОС, ЕАЭС, продолжается становление сотрудничества стран БРИКС. Нарастающее взаимодействие России с неарктическими государствами порождает необходимость поиска (или разработки) принципиально новых правовых основ международного экологического сотрудничества в Арктике. Выработанная практика регионального правового регулирования отдельных экологических проблем в Арктике нивелируется противоправным поведением арктических государств. Исследуются международные соглашения, принимаемые ШОС, ЕАЭС и БРИКС в области экологического и арктического сотрудничества. Оспаривается целесообразность разработки и принятия универсального международного соглашения, регламентирующего правовой режим Арктики, способного нарушить национальные интересы России и арктических государств. Вместе с тем представляет практический интерес проработка международных экологических стандартов осуществления судоходства, рыболовства, освоения и переработки природных ресурсов и иной деятельности в Арктике. Отмечается, что, несмотря на провозглашение исследуемыми организациями арктического вектора развития, международное законодательство арктической направленности отличается фрагментарной проработкой отдельных элементов при отсутствии комплексных подходов.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 № 484 (ред. от 30.10.2021) «Об утв. государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». СЗ РФ. 05.04.2021. № 14. Ст. 2352.
2. Шавина Е.В., Прокофьев В.А. Потенциал развития арктических регионов России // Геоэкономика энергетики. 2020. С. 99.
3. Пономарев М.В. Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. № 10. С. 144.
4. Холкина Ю.А., Крипакова А.В. Арктическая политика Китая // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 351.
5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году».
6. Отчет научно-исследовательской работы Арктического и Антарктического Научно-Исследовательского Института «Гидрометеорологическое исследование Арктики». 2013. С. 62.
7. См., например: Матвеева Е.В., Новикова Е.В., Пономарев М.В. Изменение климата: правовое регулирование в Российской Федерации // Экологическое право. 2022. № 3. С. 22-28; Спиридонова Е.В. Предпосылки становления системы правового регулирования лесоклиматических проектов в России // Экологическое право. 2021. № 3. С. 30.
8. Жилина И.Ю. Потепление в Арктике: возможности и риски // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 1. С. 67.
9. China’s Arctic Policy. White paper. The State Council Information Office of the People’s Republic of China. 2018. URL: http://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (дата обращения: 29.07.2022).
10. Куан Цзэнцзюнь, Оу Кайфэй. Новая политика Китая по Арктике (О Белой книге «Политика Китая в Арктике») // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Том 63. № 7. С. 86.
11. Барамидзе Д.Д. Эколого-правовой режим Арктической зоны Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития: монография. - Москва: Проспект. 2022. С. 68.
12. Авхадеев В.Р. Сотрудничество Арктического совета и Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды: проблемы развития // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 139-140.
13. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021). СЗ РФ. 04.12.1995. № 49. Ст. 4694.
14. Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021). СЗ РФ. 20.07.2020. № 29. Ст. 4503.
15. Arctic Waters Pollution Prevention Act. R.S.C. 1985. c.A-12. Justice Laws Website. URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/A-12/FullText.html (дата обращения: 29.07.22).
16. Donat Pharand. Canada’s Arctic Jurisdiction in International Law // Dalhousie Law Journal. Vol. 7. Iss. 3. Article 9. P. 325.
17. Конвенция о континентальном шельфе. Заключена в г. Женеве 29.04.1958. Ведомости ВС СССР. 8 июля 1964 г. № 28. Ст. 329.
18. Страны Арктического совета возобновляют работу организации без России. ТАСС. 8 июня 2022. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14860061 (дата обращения: 29.07.2022)
19. Декларация об учреждении Арктического совета. Принята в г. Оттаве 19.09.1996. Действующее международное право. Т.3. - М.: Московский независимый институт международного права. 1997. С. 721-723.
20. Стратегический план Арктического совета на 2021-2030 годы. Рейкьявик. 20 мая 2021 г. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2601/MMIS12_2021_REYKJAVIK_strategic-plan-RU.pdf?sequence=6&isAllowed=y (дата обращения: 30.07.2022).
21. Шинкарецкая Г.Г. О правовом статусе БРИКС // Современное право. 2015. № 10. С. 144.
22. Декларация Бразилиа по итогам XI саммита государств-участников БРИКС. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5458 (дата обращения: 30.07.2022).
23. В БРИКС заявили о возможном членстве Турции, Египта и Саудовской Аравии. 14 июля 2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/14/07/2022/62cf6cfb9a7947c59ecc50bc (дата обращения: 30.07.2022).
24. Московская декларация XII саммита БРИКС. Принята 17.11.2020. Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС в 2020 году. URL: https://brics-russia2020.ru (дата обращения: 30.07.2022).
25. Журавель В.П. Состояние и перспективы развития Северного морского пути // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. С. 215.
26. Журавель В.П., Назаров В.П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2. С. 149.
27. См., например: Джандубаева Т.З., Ерофеева К.Ю. Глобальное изменение климата: пути правового регулирования в Бразилии // Юридическая наука. 2018. № 6. С. 46-48.
28. Каратаева К.Е. Арктика как зона перспективного сотрудничества стран БРИКС // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. С. 515.
29. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 1 октября 2019 года). Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2015, № 0001201501160013.
30. Захарин А.Н., Нутрихин Р.В. Правовые проблемы формирования единого эколого-безопасного пространства стран-участниц ЕАЭС // Гуманитарные и юридические исследования. 2021. № 1. С. 148.
31. См., например: Waliul Hasanat.Integration of Arctic Sub-National Governments within the Arctic Council. Current Development in Arctic Law. V.1. 2013; Linda Nowlan (2001). Arctic Legal Regime for Environmental Protection. IUNC, Gland, Switzerland and Cambridge, UK and ICEL, Bonn, Germany. xii + 70 pp.
32. Указ Президента РФ от 02.05.2014 «О сухопутных территориях Арктической Зоны Российской Федерации». СЗ РФ. № 18 (ч.I). 05.05.2014. Ст. 2136.
33. Боголюбов С.А. Соотношение экологических политик России и других государств // Экологическое право. 2016. № 4. С. 27.
34. Хартия Шанхайской организации сотрудничества (принята в г. Санкт-Петербурге 07.06.2002). СЗ РФ. 23.10.2006. № 43. Ст. 4417.
35. Перская В.В., Ремыга В.Н., Ревенко Н.С. Институциональные аспекты сотрудничества в рамках Арктического пояса Шелкового пути // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). 2018. Т. 9, № 4. С. 17.
36. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года: исходные реалии и фактор российско-китайского партнерства: монография / под ред. С.Г. Лузянина, Е.И. Сафроновой. М.: ИДВ РАН. 2015. С. 104.
Поступила в редакцию 2022-09-12
Опубликована 2022-11-24
Раздел
Правоведение
Страницы
1056-1063