ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН

  • Галина Леонидовна Землякова
    • ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук»
Ключевые слова: комплексное развитие территорий, реновация, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, изменение градостроительной документации, градостроительная политика, гарантии права частной собственности

Аннотация

Написание данной статьи спровоцировало широкое обсуждение в прессе осенью 2022 г. вопроса о «дачной реновации», т. е. возможности распространения института комплексного развития территорий на индивидуальные дома, в частности расположенные в садовых товариществах. Автором рассматриваются действующие нормы законодательства, позволяющие и в настоящее время включать в территории комплексного развития индивидуальные жилые дома, но препятствующие делать это массово. Проанализированы нормы законодательства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи с осуществлением комплексного развития территорий. Сделан вывод о том, что при реализации данного механизма в конкуренцию вступают два различных частных интереса, позиция одного из которых поддерживается органами власти. Соответственно, проблема соблюдения прав граждан, чьи дома попадают в границы территории комплексного развития, заключается с одной стороны в неопределенности понятия «публичные нужды», а с другой стороны - в отсутствии научной обоснованности и обязательности исполнения документов территориального планирования.

Литература

1. Пункт 9 - 32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом: утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 702.
2. Корсунская Е. «Дачная реновация»: кого она затронет и что построят вместо частных домов? URL: https://www.cian.ru/stati-dachnaja-renovatsija-kogo-ona-zatronet-i-chto-postrojat-vmesto-chastnyh-domov-327998/(дата обращения: 16.11.2022.).
3. Перевощикова М. Дачи не надо: в РФ предложили провести «реновацию» для садоводов. URL: https://iz.ru/1423118/mariia-perevoshchikova/dachi-ne-nado-v-rf-predlozhili-provesti-renovatciiu-dlia-sadovodov (дата обращения: 11.11.2022.).
4. Постановление Правительства Москвы от 02.07.2002 № 494-ПП «Об утверждении Программы жилищного строительства по городскому заказу до 2005 года и о заданиях по жилищному строительству на период до 2010 года» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2002. № 42.
5. Распоряжение Правительства Москвы от 29.04.2004 № 837-РП 2Об изъятии для государственных нужд земельных участков, попадающих в зону строительства на территории пос. Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. № 32.
6. Пункт 3.2 Свода правил 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75 (с Изменением № 1): утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 972/пр.
7. Доклад «О стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Государственный Совет Российской Федерации. 2022. Июнь. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1673118582&tld=ru&lang=ru&name=1655813773_Strategiya_razvitiya_stroitelnoy_otrasliZhKH_do_2030_g.pdf&text=О%20стратегии%20развития%20строительной%20отрасли%20и%20жилищно-коммунального%20хозяйства%20Российской%20Федерации%20до%202030%20года%20с%20прогнозом%20на%20период%20до%202035%20года»Государственный%20Совет%20Российской%20Федерации&url=http%3A%2F%2Fancb.ru%2Ffiles%2Fck%2F1655813773_Strategiya_razvitiya_stroitelnoy_otrasliZhKH_do_2030_g.pdf (дата обращения: 21.11.2022.).
8. Постановление Правительства Москвы от 31.12.2019 № 1874-ПП «О мерах по реализации инвестиционных проектов по созданию мест приложения труда на территории города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2020. № 1.
9. Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Ст. 46.1 - 46.3 ГрК РФ о развитии застроенных территорий были введены Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498.
11. Постановление Правительства Пензенской обл. от 19.08.2021 № 513-пП «Об определении критериев соответствия объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется комплексное развитие жилой застройки в Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости. 2021. № 58.
12. Постановление Правительства Республики Алтай от 29.10.2021 № 334 «Об определении критериев многоквартирных домов, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется комплексное развитие территории жилой застройки, и критериев жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, не признанных аварийными, расположенных в границах застроенной территории на земельных участках, которые могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития жилой застройки на территории Республики Алтай» // Официальный портал Республики Алтай. URL: http://www.altai-republic.ru (дата обращения: 29.10.2021.).
13. Постановление правительства Тульской области от 29.09.2021 № 614 «Об определении критериев соответствия объектов недвижимого имущества, расположенных в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется комплексное развитие территории жилой застройки» // Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации. URL: http://npatula.ru (дата обращения: 30.09.2021.).
14. Постановление Правительства Орловской области от 05.10.2022 № 596 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, расположенные на земельных участках, которые могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории жилой застройки, характеризующих их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения» // Государственная специализированная информационная система «Портал Орловской области - публичный информационный центр» URL: http://orel-region.ru (дата обращения: 07.10.2022.).
15. Постановление Правительства ЯНАО от 16.08.2021 № 726-П «Об установлении критериев в соответствии с пунктом 3 части 8 ст. 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации» // Красный Север. 2021. Спецвыпуск № 66.
16. Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.09.2021 № 587 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать многоквартирные дома, не признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенные в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется комплексное развитие территории жилой застройки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и критериев, которым должны соответствовать жилые дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации» // Официальный сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» URL: http://bulleten-kuzbass.ru/ (дата обращения: 30.09.2021.).
17. Постановление Правительства Хабаровского края от 23.08.2021 № 379-пр «Об установлении критериев, характеризующих высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, расположенных на земельных участках, которые могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории жилой застройки» // Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края. URL: http://laws.khv.gov.ru (дата обращения: 25.08.2021.).
18. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» // СЗ РФ. 2022. № 45. Ст. 7815.
19. Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86(р), утв. Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР № 446 от 24 декабря 1986 г. // СПС «КонсультантПлюс».
20. Башарин А.В. О возможности изменения градостроительной документации на основании соглашений между публично-правовыми образованиями и частными лицами. Перспективы условного и контрактного зонирования в российском праве // Закон. 2021. № 8. С. 153-170.
21. Трутнев Э.К. Вопросы предопределённости содержания новелл законодательства по упразднению генеральных планов // URL: https://urban.hse.ru/discussion_trutnev_nogenplan (дата обращения 19.12.2022 г.).
22. Перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета. Президент утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 23 ноября 2018 года. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59450 (дата обращения: 19.12.2022.).
23. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2019 № 58-АПА19-8 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 № 2317-О «По жалобе гаражно-строительного кооператива «Полет» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 22 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и части 4 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
25. Латынин О.А. Допустимые правоограничения собственности в толковании Конституционного Суда Российской Федерации // Юрист. 2022. № 11. С. 27-30.
Поступила в редакцию 2022-12-12
Опубликована 2023-01-25
Раздел
Правоведение
Страницы
125-133