СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ

  • Ольга Юрьевна Смыслова
    • Липецкий филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
  • Ольга Викторовна Кузнецова
    • Липецкий филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Ключевые слова: креативный сотрудник, креативность, креативный менеджмент, инновации, управление организацией, творческое мышление, управление персоналом

Аннотация

Статья посвящена анализу имеющихся современных методов стимулирования креативности сотрудников организации. Для этого авторами раскрывается актуальность использования креативного потенциала сотрудников компании, широко применяемого для инновационной деятельности с целью развития и сохранения ее позиций на рынке. В статье предложена классификация факторов, оказывающих влияние на уровень креативности работников предприятия, и приводится обзор методов по его поддержанию и повышению. На основе представленного анализа сформулированы современные тенденции развития креативных компетенций сотрудников организации. Сделан вывод о том, что для выхода экономики России из стагнации и перехода к наращиванию ее позиций на международном рынке необходимо внести изменения в сложившийся стиль управления компаниями страны не только за счет вкладывания средств и сил в взращивание креативных кадров, но и обеспечения благоприятных условий труда и стабильности труда в целом, что позволит предотвратить трудовую миграцию и потерю затраченных средств. Методологической основой исследования послужили традиционные методы научного анализа, логического анализа, систематизации и ранжирования. Полученные результаты могут быть использованы компаниями для определения и выбора подходов к повышению уровня креативности работников, а также преподавателями и студентами, проводящими исследования в области управления человеческими ресурсами организации.

Литература

1. Кальней М.С. Творчество или креативность? Проблема отчуждения в постиндустриальном обществе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 4(16). С. 37-41. EDN YOECFH.
2. Saukh I., & Vikarchuk O. (2021). Creativity in management and creative management: meta-analysis. // Marketing and Management of Innovations. 1. 65-80.
3. Dubina I. (2005). Managing creativity: theoretical approaches to employees' creativity development and regulation. // International Journal of Management Concepts and Philosophy.
4. Kačerauskas Tomas. (2017). Креативность и концепция креативного общества в социологии // Социологические исследования. 26-35.
5. Петрова И.Ф., Татарова Л.Т., Замалетдинова Р.Э. Креативность в бухгалтерском учете и отчетности // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: матер. VII Междунар. науч.-практич. конф. Ульяновск, 04-05 февраля 2016 года. Том 2016-1. Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина, 2016. С. 99-103. EDN VHDNFP.
6. Сайфутдинова Г.С. Результаты сформированности креативности будущего инженера на основе научного поиска // Современный ученый. 2021. № 5. С. 74-77. EDN PSBULM.
7. Меленкин В.Л., Чешева К.K. Креативный капитал как важнейший элемент формирования инновационной экономики // Экономика и экология территориальных образований. 2020. № 4.
8. Васючкова Э. С. Креативность личности: индивидуальный феномен или общественный? // Вестник КазГУКИ. 2013. № 4-1.
9. Величко Ю.В. О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. № 2-3.
10. Eagle J. Animation: How the Mobile Phone Market Has Evolved Over 30 Years//Visual Capitalist (Published online on May 3, 2022). URL: https://www.visualcapitalist.com/cp/how-mobile-phone-market-has-evolved-since-1993/ (дата обращения: 27.03.2023).
11. Motorola Mobility // Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Motorola_Mobility;
12. Чебаненко А.С., Чеботарёва А.И. Анализ методов обучения персонала на предприятиях туристской индустрии // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-2 (6).
13. Сенашенко В.С., Марушина М.К. Деловая игра в корпоративном обучении как эффективный метод развития компетенций руководителей // Современное образование. 2018. № 3.
14. Дубина И.Н., Демидова Д.Д. Оценка организационного климата для креативно-инновационной деятельности предприятий: методика и инструментарий // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. № 2. С. 184-190.
15. Пирамида потребностей по Маслоу // Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида_потребностей_по_Маслоу (дата обращения: 27.03.2023).
16. Синева Н.Л., Томайлы Д.А. Развитие системы инновационно-креативного менеджмента организации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 3 (43).
17. Дубина И.Н. Творческие решения в управлении и бизнесе: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. 373 с.
18. Яшкова Е.В., Вагин Д.Ю. Организационный климат как психологический фактор влияния на эффективность трудовой деятельности персонала // Economic Consultant. 2019. №1 (25).
19. Benjamin Baird, Jonathan Smallwood, Michael D. Mrazek, Julia W. Y. Kam, Michael S. Franklin and Jonathan W. Schooler Inspired by Distraction: Mind Wandering Facilitates Creative Incubation Psychological Science 2012 23: 1117 originally published online 31 August 2012.
20. Zachary C. Irving et al, The shower effect: Mind wandering facilitates creative incubation during moderately engaging activities., Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts (2022).
21. Гнездова Ю.В., Савина М.В. Креативный класс постиндустриального общества // Экономика и управление. 2008. № 1.
22. Никулина Ю.Н. Роль бизнеса в подготовке молодых специалистов для инновационной экономики региона // Вестник ОГУ. 2014. № 4 (165).
23. Аганбегян А.Г. Для выхода из стагнации нужны коренные изменения // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 217, № 3. С. 28-39.
Поступила в редакцию 2023-06-05
Опубликована 2023-09-29
Раздел
Экономика
Страницы
816-826