ТОЧКИ РОСТА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГО-КАМСКОГО МАКРОРЕГИОНА

  • Людмила Геннадьевна Руденко
    • ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Ключевые слова: региональная экономика, макрорегион, устойчивое развитие, цели устойчивого развития, социально-экономическое развитие, стратегия, кластер

Аннотация

В современных сложных условиях, обусловленных последствиями пандемии, введением санкций, тема устойчивого развития макрорегионов становится наиболее острой и актуальной. Противостоять внешним угрозам, повышать качество жизни населения позволит грамотная региональная политика, направленная на формирование механизмов сглаживающих дифференциацию регионов. Методологической базой исследования послужила авторская методика оценки уровня устойчивого развития регионов, основанная на отборе рейтингов регионов в сопоставлении с целями устойчивого развития. В ходе исследования применялся системный подход, в рамках которого использовались контентный анализ, синтез, индексный метод, а также графический метод визуализации данных. В результате был рассчитан индекс уровня устойчивого развития регионов в Волго-Камском макрорегионе. Проведенное исследование позволило выявить регионы лидеры по уровню устойчивого развития в Волго-Камском макрорегионе, среди которых Республика Татарстан, Нижегородская область и Пермский край. Для регионов с низким уровнем индекса устойчивого развития, таких как Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашия и Кировская область, выделены точки роста. Полученные результаты могут быть полезны при разработке стратегии развития макрорегиона и позволят сгладить региональную дифференциацию.

Литература

1. Бенц Д.С. Тренды развития Уральского макрорегиона // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2020. № 2 (436). С. 92-101.
2. Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 № 822 (ред. от 13.09.2019) «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2023).
3. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2023).
4. Руденко Л.Г., Егорова Н.Н. Методологический подход к оценке уровня устойчивого развития регионов // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2022. № 4 (43). С. 62-72.
5. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат.сб. / Росстат. М., 2022. 691 с.
6. Яковлев А.А., Макаров С.А., Фрейнкман Л.М., Погодаев В.С. Элитный консенсус и экономическое развитие региона: опыт Республики Татарстан // Экономическая политика. 2018. № 1. С. 180-217.
7. Шавандина И.В., Кондратьева Н.Н., Удалов Ф.Е. Экономическая оценка вклада Нижегородской области в развитие Приволжского федерального округа // Индустриальная экономика. 2022. № 3. C. 386-393.
8. Шарыгин М.Д. Пермский край: проблемы пространственного развития // Географический вестник. 2018. № 2 (45). С. 50-62.
9. Постановление правительства Республики Марий Эл от 17 января 2018 года № 12 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/446647066 (дата обращения: 23.03.2023).
10. Головин В. А. Анализ факторов и потенциала развития экономических кластеров в республике Марий Эл по видам экономической деятельности // Экономика региона. 2017. Т. 13, вып. 4. С. 1068-1079.
11. Хоменко Е.Б., Ватутина Л.А., Злобина Е.Ю. Современные тенденции цифровой трансформации промышленных предприятий // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2022. Т. 32, вып. 4. С. 676-682.
Поступила в редакцию 2023-04-03
Опубликована 2023-07-31
Раздел
Экономика
Страницы
629-634