БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ: ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В БИЗНЕСЕ И ОСВОЕНИЕ ЛУЧШЕГО ОПЫТА

  • Светлана Борисовна Баурина
    • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
  • Ольга Александровна Елина
    • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Ключевые слова: бенчмаркинг, бизнес, конкуренция, показатели эффективности, организационное совершенствование, лучшие практики

Аннотация

Современному состоянию экономики свойственны постоянные динамические преобразования. Каждый день появляется что-то новое: те вещи, которые еще вчера казались недостижимыми, сегодня уже являются нормой, а на завтра устаревают. В таких условиях для выживания компаний недостаточно поддерживать текущей уровень, необходимо постоянно развиваться. Для этого важно пользоваться наиболее релевантным опытом других компаний. Выбирая лучшие решения на рынке и внедряя их в собственную организацию, можно многократно увеличить ее эффективность. Наиболее результативной технологией в этом случае выступает бенчмаркинг. Современные реалии бизнеса таковы: успешная компания должна постоянно находиться в состоянии изменения, чтобы отвечать на «вызовы» внутренней и внешней среды. Из-за повсеместного возрастания конкуренции бенчмаркинг стал одним из наиболее популярных инструментов в управлении бизнесом. Данная статья посвящена одному из самых востребованных в бизнесе инструментов организационного совершенствования - бенчмаркингу. Аналитической базой работы выступают данные консалтинговых компаний, материалы интернет-источников, результаты научных исследований по заявленной проблематике. По мнению исследователей, бенчмаркинг является эффективным инструментом управления бизнесом. В данной статье подробно анализируются модели и алгоритм бенчмаркинга лучших практик.

Литература

1. Соловьева Ю.Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие. М.: Юрайт, 2022. 139 с.
2. Иванов И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2020. 348 с.
3. Кэмп Р. Бенчмаркинг: поиск лучших отраслевых практик, ведущих к превосходным результатам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/search/?text =213 (дата обращения: 03.02.2023).
4. Некоммерческое партнерство «Гильдия Маркетологов»: Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/benchmarking-v-rossii-raduzhnyjj-mif-o-vzaimnojj-vygode-ili-realnyjj-instrument-razvitija-biznesa/?ysclid=lbffkzp8t5499140011 (дата обращения: 03.02.2023).
5. Саитова В. Равнение на конкурентов: что такое бенчмаркинг и где он применяется [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/61540f1e9a7947ed382de149 (дата обращения: 03.02.2023).
6. Николаева О.Е., Волошин Д.А. Бенчмаркинг как один из инструментов оценки эффективности системы управленческого учета на предприятии // Управленческий учет. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/562777 (дата обращения: 03.02.2023).
7. Баурина С. Б. Методология использования технологии бенчмаркинга // Бюллетень науки и практики. 2015. № 1. C. 5-8.
8. Bogan С.Е., English M.J. Benchmarking for Best Practices: Winning Through Innovative Adaptation. McGraw-Hill, 2014.
9. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2019. 608 с.
10. Сергиенко О.И., Суворова Ю.С., Федюшина Т.А. Технологический бенчмаркинг для идентификации наилучших доступных технологий: сравнительный анализ европейского и российского опыта // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент. 2015. № 3. С. 414-428.
11. Баурина С.Б., Дорошенко А.А. Методология достижения результативности в консалтинге // Актуальные вопросы экономики промышленности: поиск и выбор решений: сборник материалов Национальной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 141-145.
12. Anand G., Kodali R. Benchmarking the benchmarking models. Benchmarking // An International Journal. 2008. Vol. 15. № 3. P. 257-291.
13. Vorobeva E.I., Tryapitsyna E.V. Optimizing assessment conception for a master’s thesis through adopting the benchmarking approach // Cherepovets State University Bulletin. 2021. №1. 6 (105). P. 100-111.
14. РБК Тренды: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends /education/61540f1e9a7947ed382de149 (дата обращения: 03.02.2023).
15. Князев Е.А. Бенчмаркинг. М.: Логос, 2017. 177 c.
16. Сунь Ц. Искусство войны. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019. 256 с.
17. Хаданович Н.В., Шуклина З.Н., Эшонов Р.Р. Выбор инструментов и стратегий бенчмаркинга в рисковой конкурентной среде // Молодой ученый. 2017. № 12. С. 387-392.
18. Mann S.R., Abbas A., Kohl H., Orth R., Görmer M. Global Survey on Business Improvement and Benchmarking // Global Benchmarking Network. 2010. Vol. 10. № 1. P. 37-85.
Поступила в редакцию 2023-03-01
Опубликована 2023-05-26
Раздел
Экономика
Страницы
389-395