АНАЛИЗ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  • Надежда Геннадьевна Соколова
    • ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
  • Максим Михайлович Горохов
    • ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
  • Ольга Владимировна Мищенкова
    • ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие организации, экологическая ответственность бизнеса, социально-ответственный маркетинг, потребности людей, деловая, трудовая, социальная и экологическая культура

Аннотация

В статье приводится анализ сути, форм проявления концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), ее достоинства и недостатки, санкции за несоблюдение, рациональные основы применения. Дается краткий обзор эволюции развития и моделей КСО. Рассматривается гипотеза, состоящая в том, что необходимо форсирующее развитие КСО в России, а также, что усиленное продвижение концепции КСО в практику менеджмента организаций даст плодотворные результаты. Проводится анализ и разграничение форм проявления КСО в экономической, социальной и экологической сферах развития общества, определяются задействованные в каждой сфере контрагенты. Подробнее рассматривается проявление КСО в экологической сфере. Устанавливается связь КСО с концепцией социально-ответственного маркетинга. Через анализ таких факторов развития социально-ответственного маркетинга, как покупательские потребности, интересы общества и прибыль организации, авторы приходят к выводу: рациональная основа применения концепции КСО в экологической сфере - наличие высокого уровня экологической культуры потребителей, формирующих общество. На основе анализа мотивации применения концепций экологической ответственности бизнеса и социально-ответственного маркетинга авторами определяются акценты рациональных основ применения КСО в целом, обосновывается прямая связь с феноменом деловой, трудовой и социально-экологической этикой и культурой человека.

Литература

1. Корпоративная социальная ответственность: экономические модели - мораль - успех - устойчивое развитие / ред. и сост. А.Н. Крылов. М.: Изд-во НИБ / Берлин: Вест-Ост-Ферлаг, 2013. 450 с.
2. Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт // Проблемы современной экономики. 2015. № 4(56). С. 87-90. EDN VMNPOJ.
3. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 272 с.
4. Зотова М.О., Морозова И.А. Развитие социально-ответственного бизнеса в России как фактор формирования конкурентных преимуществ // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 1(60). С. 672-674. EDN YQVTXX.
5. Новичков А.В., Сарафанников А.А. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночных отношений: монография. М.: Дашков и К, 2012. 184 с. ISBN 978-5-394-01950-0. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/70652
6. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 24-50.
7. Таганов М.В. Экологическая ответственность в системе корпоративной социальной ответственности // Становление и развитие института безопасности: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 19 февраля 2019 года. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Институт исследований и развития профессиональных компетенций», 2019. С. 101-106. EDN FUWCKT.
8. Симонов В.С. Проблемы становления КСО в современной России // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: межвузовский сборник научных трудов / под ред. В.И. Сигова и С.В. Кузнецова. Том Выпуск 10. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2012. С. 205-212. EDN UIITPJ.
9. Вихарев В.В., Бекиров Р.Р. Социальный маркетинг и PR в системе корпоративной социальной ответственности // Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 15-19 апреля 2019 года. Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2019. С. 376-383. EDN UMGQRU.
10. Иванченко А.Е. Сущность понятия «Экологический менеджмент» // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2020. Т. 3, № 12. С. 125-129. EDN LCCMNP.
11. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер, 2005. 800 с.
12. Андреев М.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. 2009. № 7. С. 143-145. EDN KWXPCH.
Поступила в редакцию 2023-04-04
Опубликована 2023-05-26
Раздел
Экономика
Страницы
461-467