НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

  • Ирина Карловна Войтович
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Надежда Игоревна Вытовтова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: электронное обучение, электронная информационно-образовательная среда, нормативный компонент, стратегии внедрения электронного обучения, вузы, образовательные учреждения

Аннотация

Рассматривается нормативный компонент электронной информационно-образовательной среды высших учебных заведений и его роль в реализации стратегии внедрения технологий электронного обучения в образовательную деятельность вуза. Отмечается, что сложная структура электронной информационно-образовательной среды, в составе которой выделяются административный, нормативный, учебный, технологический, пространственный и информационный компоненты, предъявляет особые требования к наличию разработанной в вузе локальной нормативной базы электронного обучения. Отмечается, что именно локальная нормативная база электронного обучения определяет конкретные действия вуза по формированию электронной информационно-образовательной среды, учитывает его реальные возможности, запросы, цели и задачи относительно электронного обучения, исходя при этом из имеющихся федеральных и региональных нормативов в области электронного обучения. Приводится примерный перечень основных видов локальных нормативно-правовых документов по развитию электронного обучения и электронной информационно-образовательной среды вуза на уровне административного, учебного, технологического, пространственного и информационного компонентов. В заключение подчеркивается, что однажды разработанная нормативная база электронного обучения вуза будет требовать постоянного внесения изменений в связи с быстрым технологическим прогрессом, совершенствованием и изменением законодательства относительно электронного обучения и образования в целом.

Литература

1. Войтович И.К. Модель электронной образовательной среды вуза // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 82-87. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27538257(дата обращения: 14.02.2023).
2. Эккерт Н.В., Алламярова Н.В., Гараева А.С. Проблемы развития российской законодательной базы и нормативно-правового регулирования в области дистанционных образовательных технологий в системе высшего медицинского образования // Социальные аспекты здоровья населения. 2016. Т. 47, № 1. С. 10. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_25656914_11876962.pdf (дата обращения: 14.02.2023).
3. Хуршудян, А.Л., СоловьевА.А. Юридическая природа онлайн-курсов и правовые проблемы их использования в образовательной деятельности университетов // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2020. Право 4. С. 903-918. URL: https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.405 (дата обращения: 14.02.2023).
4. Сохан А.В. Проблемы правового регулирования реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т, 4 №1. С. 14-17. URL: http://intjournal.ru/problemy-pravovogo-regulirovaniya-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-vysshego-obrazovaniya-s-primeneniem-elektronnogo-obucheniya-i-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologij/ (дата обращения: 14.02.2023).
5. Кравцова Н.Г., Фарафонтова Е.Л. Правовое регулирование дистанционного образования в России: сборник трудов конференции // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С.74-78. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/371131/discussion_platform (дата обращения: 14.02.2023).
6. Приказ Минобрнауки России № 465/345 от 19.05.2022 О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7. Информационный портал по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Каталог стандартов. URL: http://www.standard.gost.ru/wps/portal/pages/directions?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/gost/GOSTRU/directions/Standardization/standards/catalog (дата обращения: 14.02.2023).
8. Райчук Д.Ю. Аудиторная нагрузка ППС в свете мирового опыта // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 105-112. URL: http://vovr.ru/upload/1-16.pdf (дата обращения: 14.02.2023).
Поступила в редакцию 2023-02-28
Опубликована 2023-05-26
Раздел
Правоведение
Страницы
493-497