«УМНОЕ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БОЛЬШОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ

  • И.В. Данилова
    • ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»
  • Н.Ю. Коротина
    • Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Ключевые слова: федеративная экономика, большая федеративная экономика, институциональное проектирование, институциональное регулирование, умная специализация, функционально-территориальная специализация, макротерритория

Аннотация

Данная статья посвящена формированию конструкции институционального регулирования большой федеративной экономики России, основу которой составляют функционально-территориальные специализации регионов. Методологическая база исследования представляет собой синтез системного подхода, методологического принципа больших систем и подхода «умной специализации» территорий, которые позволили сформировать проектируемые изменения и новую модель институционального регулирования федеративных отношений в России. Это позволило выделить признаки большой федеративной экономики (масштаб территории, количество и многообразие статуса субъектов), и ее ключевую характеристику - неоднородность экономического пространства. Анализ действующей модели институционального регулирования позволил выделить сочетание двух типов институтов: универсальных и селективных, приводящих к негибкости конструкции и асинхронности регулирования региональных ситуаций. Проектируемая в статье модель регулирования основана на макротерриториях, укрупненных зонах воздействия, образованных по принципу схожей функциональной роли («умной» специализации) в экономике страны. Методика выбора характера регуляторного воздействия федерального центра на регионы, входящих в макротерриторию, основана на оценке уровней децентрализации управленческого и экономического воздействия, и установления рекомендуемого их сочетания для каждого типа макротерриторий. Предложенная в статье конструкция расширяет перспективы применения подхода «умной» специализации в регуляторной практике для снижения межрегионального неравенства.

Литература

1. Бухвальд Е. «Саморазвитие» регионов и приоритеты регулирования пространственной структуры российской экономики // Федерализм. 2018. № 2. С. 32-45
2. Корнаи Я. Системная парадигма // Общество и экономика. 1999. № 3-4.
3. Клейнер Г.Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении. Препринт. М.: ЦЭМИ РАН, 2010. 43с.
4. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность, 2007. №№ 2, 3.
5. Татаркин А. И. Системный подход к модернизации пространственного развития Российской Федерации // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С. 26-45
6. Haines S. The Systems Thinking Approach to Strategic Planning and Management. Saint Lucie Pr., 2000
7. Mattessich Richard. 1982. “The Systems Approach: Its Variety of Aspects” // Journal of the American Society for Information Science 33, 6: 383-394.
8. Hodgson G.M. (1987), "Economics and Systems Theory" // Journal of Economic Studies. Vol. 14. No. 4. pp. 65-66. https://doi.org/10.1108/eb002655
9. Baumgartner T., Burns T. R. DeVille, P. (1986). The Shaping of Socio-economic Systems: The application of the theory of actor-system dynamics to conflict, social power, and institutional innovation in economic life. London/New York: Gordon and Breach.
10. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1973. С. 20-37.
11. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системные исследования и общая теория систем // В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. АН СССР, Институт истории естествознания и техники. М.: Наука, 1969.
12. Волкова В.Н., Воронков В.А., Денисов А.А., Лазарев В.Г., Рогинский В.Н., Темников Ф.Е. и др. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи. 1983. 248 с.
13. Денисов А.А., Колесников Д.Н. Теория больших систем управления. 1982. 288 с.
14. Ланге О. Введение в кибернетику. М.: Прогресс, 1968. 209 с.
15. Лернер А.Я., Начала кибернетики, М., 1967.
16. Николау Э. Введение в кибернетику. М.: Мир, 1967. 196 с.
17. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Иностранная литература, 1959. 430 с.
18. Данилова И.В. Аналитический инструментарий идентификации региональных специализаций: российский и зарубежный опыт. Часть 1 / И.В. Данилова, Н.В. Правдина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2020. Т. 14, № 4. С. 33-43. DOI: 10.14529/em200404
19. Smart Specialisation and Technology Transfer as Innovation Drivers for Regional Growth // Bulgarian Presidency of the Council of the EU. 2018.
20. Krugman P.R. The Role of Geography in Development // Annual World Bank Conference on Development Economics, Washington, D.C., April 20-21, 1998. Available at: http://web.worldbank.org/archive/website01589/WEB/IMAGES/KRUGMAN.PDF (accessed 15.01.2023).
21. Boschma R., 2016. Smart Specialisation and Regional Innovation Policy. Welsh Economic Review, 24, p.17. DOI: http://doi.org/10.18573/j.2016.10050
22. OECD (2019), Regions in Industrial Transition: Policies for People and Places, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/c76ec2a1-en. (accessed 15.01.2023).
23. Regions in Industrial Transition. No region left behind. Available at: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/brochure/Industrial_transition_no_region_left_behind_en.pdf. (accessed 14.09.2022).
24. Foray D. (2013) Smart Specialisation and the New Industrial Policy Agenda. Paper presented at the 2013 ERAC Mutual Learning Seminar, 20th March 2013. Available at: https://era.gv.at/governance/erac2018_2021/erac-mutual-learning-seminar-on-horizon-2020-and-cohesion-policy/ (accessed 18.09.2022).
25. Kutsenko E., Islankina E., Kindras A. (2018) Smart by Oneself? An Analysis of Russian Regional Innovation Strategies within the RIS3 Framework. Foresight and STI Governance, vol. 12, no 1, pp. 25-45. DOI: 10.17323/2500- 2597.2018.1.25.45
26. Kroll H., Muller E., Schnabl E., Zenker A. (2014) From smart concept to challenging practice - How European regions deal with the commission’s request for novel innovation strategies (Working Paper Policy and Region R2/2014), Karlsruhe: Fraunhofer ISI.
27. McCann P., Ortega-Argilés R. (2015) Smart Specialization, Regional Growth and Applications to European Union Cohesion Policy // Regional Studies. Vol. 49, Issue 8: Place-based Economic Development and the New EU Cohesion Policy. URL: https://doi.org/10.1080/00343404.2013.799769
28. Коротина Н.Ю. Функциональный статус регионов России в системе экономических федеративных отношений // Социум и власть. 2022. № 1 (91). C. 47-61.
29. Юшков А.О. Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт // Вопросы экономики. 2016; (2):94-110. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-2-94-110
30. Белов А.В. Финансовая децентрализация и экономический рост в регионах Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 2008. № 1. С. 45-57.
31. Либман А.М. Количественная оценка децентрализации российских регионов // Экономика и математические методы. 2012. Т. 48, № 4. С. 47-65
32. Леонов С.Н., Соломко М.Н. Оценка уровня бюджетной децентрализации в системе межбюджетных отношений субъекта Федерации и муниципальных образований // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 5. С. 803-811. DOI: 10.17150/1993- 3541.2015.25(5).803-811.
Поступила в редакцию 2023-02-10
Опубликована 2023-03-31
Раздел
Экономика
Страницы
236-247