МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ТРЕНДОВ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

  • И.Ю. Окольнишникова
    • ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
  • В.Н. Быстров
    • ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, фармацевтический рынок, автоматизация продаж, дистанционные продажи, диджитализация, рыночная неопределенность

Аннотация

В статье проанализированы ключевые тренды развития фармацевтического рынка России на фоне недружественной для отрасли внешней среды, а также с учетом и под влиянием трендов мирового фармацевтического рынка. В ходе анализа российского и мирового рынков фармацевтики были использованы официальные статистические данные, отчеты ведущих мировых аналитических и консалтинговых агентств, отраслевая статистика ключевых участников рынка. Авторами в статье выявлены и обоснованы ключевые направления, по которым будет развиваться отечественный фармацевтический рынок: выживание в условиях неопределенности, а также автоматизация и диджитализация продаж. В статье выявлена необходимость адаптации отечественных фармацевтических компаний к данным изменениям. Авторами проанализированы препятствия, с которыми сталкиваются отечественные фармацевтические компании на пути к внедрению автоматизации продаж, и предложены пути решения данной проблемы. Обоснована необходимость разработки новых подходов и внедрения инновационных инструментов продвижения фармацевтической продукции в интернет-среде, а также радикального увеличения роли и значения диджитал-маркетинга в маркетинговой стратегии фармацевтических компаний. Авторами сформулированы предложения по повышению гибкости фармацевтических компаний в условиях неопределенности и увеличению скорости адаптации к этим изменениям, такие как увеличение роли тактического маркетинга при планировании деятельности компании, автоматизация и диджитализация продаж, отслеживание состояния товаропроводящей цепочки. Предложена и обоснована необходимость расширения рекламных бюджетов на фоне трансформации рынка. Полученные результаты могут быть использованы российскими фармацевтическими компаниями для адаптации к современным условиям трансформации отечественной фармацевтической индустрии.

Литература

1. Из-за санкций «большой фармы» российские исследователи могут потерять половину контрактов // MEDRUSSIA. URL: https://medrussia.org/44733-iz-za-sankciy-bolshoy-farmi/ (дата обращения: 18.12.2022).
2. Логистика и ажиотаж: почему из аптек исчезают лекарства // News.ru. URL: https://news.ru/society/logistika-i-azhiotazh-pochemu-iz-aptek-ischezayut-lekarstva/ (дата обращения: 20.12.2022).
3. Официальная статистика по индексу потребительской уверенности // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Urov_81.xls
4. Таблетки теряют упаковку: фармкомпании не могут завезти картон из Европы // Комерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5281909 (дата обращения: 15.12.2022).
5. Kulkov I. The role of artificial intelligence in business transformation: A case of pharmaceutical companies // “Technology in Society” Journal, 66, 2021 DOI: 10.1016/j.techsoc.2021.101629 (accessed: 01/18/2023)
6. Sales automation: The key to boosting revenue and reducing costs // McKinsey. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/growth-marketing-and-sales/our-insights/sales-automation-the-key-to-boosting-revenue-and-reducing-costs (accessed: 12/1/2022).
7. Материалы компании Mercuri на конференции D Conf 2022: Real Time Pharma. URL: https://drive.google.com/file/d/1zOeRQ9BbaDgepYoOEFUGV4ZMYlbfSOFb/view
8. Kraus S., Schiavone F., Pluzhnikova A., Chiara Invernizzi A. Digital transformation in healthcare: Analyzing the current state-of-research // Journal of Business Research, (123), 557-567 (2021) DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.10.030 (accessed: 01/15/2023)
9. Ефимова Е.Н. Роль digital-инструментов при выводе на рынок новых фармацевтических брендов // Журнал «Практический маркетинг», 2018. 1 (251), С. 30-40
10. Материалы компании Яндекс на конференции D Conf 2022: Real Time Pharma. URL: https://drive.google.com/file/d/14H4j2XIlINY9p6Q05Sr5sr0q4pjrZeoB/view
11. Онлайн-магазин по продаже витаминов iHerb приостановил доставку в Россию // РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/25/02/2022/621810029a794760bfd86140 (дата обращения: 05.12.2022)
12. DSM Group: фармацевтический рынок России, 11 месяцев 2022 г. // DSM Group. URL: https://dsm.ru/docs/analytics/DSM_281222_кд.pptx
13. Репринцева Е.В. Анализ развития фармацевтического рынка в условиях санкций // Журнал «Экономические исследования». 2018. № 4.
14. Будем здоровы: российская фармацевтическая отрасль показала свою устойчивость в сложных условиях // Эксперт.ру. URL: https://expert.ru/2022/09/30/budem-zdorovy/ (дата обращения: 17.12.2022).
15. Остаться в силе: как российская медицина справляется с импортозамещением // Известия. URL: https://iz.ru/1411535/olesia-ternopolskaia/ostatsia-v-sile-kak-rossiiskaia-meditcina-spravliaetsia-s-importozameshcheniem (дата обращения: 07.12.2022).
16. Методология расчета индекса потребительской уверенности // DSM Group. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/dokhody-raskhody-metodologiya.pdf (дата обращения: 07.01.2023).
17. NielsenIQ Conference 2022: Key FMCG trends // NielsenIQ. URL: https://nielseniq.com/wp-content/uploads/sites/4/2022/11/ENG-NIQ-Conference22.pdf (accessed: 01.08.2023).
18. Материалы компании Group4Media на конференции D Conf 2022: Real Time Pharma. URL: https://drive.google.com/file/d/1Au76GBKUAJzoov23CsDvbba4G0zctCFp/view
19. Руководитель «Биннофарм Групп» о назревающем кризисе коммерческого фармрынка: для всех проблема перенасыщения станет наглядна месяца через три-четыре. // Vademecum. URL: https://vademec.ru/article/dlya_vsekh_problema_perenasyshcheniya_stanet_naglyadna_mesyatsa_cherez_tri-chetyre-_rukovoditel_-bin/ (дата обращения: 30.12.2022).
Поступила в редакцию 2023-02-09
Опубликована 2023-03-31
Раздел
Экономика
Страницы
286-291