ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

  • Елена Васильевна Кутяшова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ольга Александровна Скобелева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: розничная торговля, факторы развития, оборот розничной торговли, цифровые технологии, потребительское поведение

Аннотация

В статье рассмотрены основные тенденции в развитии розничной торговли России за последние десять лет. Розничная торговля играет важную роль в экономике любой страны, в том числе в удовлетворении потребностей населения, создает рабочие места и обеспечивает поступление налоговых платежей в бюджет. В условиях падения платежеспособности населения, возрастания интенсивности конкуренции, важным представляется рассмотрение факторов, способствующих дальнейшему росту и развитию розничной торговли. Проведен анализ оборота розничной торговли в разрезе оборота торговых сетей и продаж через интернет, рассмотрена динамика хозяйствующих субъектов розничной торговли в форме организаций и индивидуальных предпринимателей, выделены регионы с наибольшим оборотом торговых сетей и интернет-продаж. Выделены такие тенденции, как концентрация и консолидация торговой отрасли, существенный рост объема продаж через интернет, изменения состава хозяйствующих субъектов. В рамках проведенного исследования выделено два ключевых фактора, предопределяющих развитие розничной торговли в ближайшей перспективе: факторы цифровой среды и изменение потребительского поведения. Так же можно сделать вывод об отсутствии серьезных угроз развитию российской розничной торговли в условиях санкционного давления и нарушения логистических цепочек.

Литература

1. Оценка устойчивости ключевых отраслей российской экономики к негативному влиянию изменившихся внешних условий. Аналитическое исследование. URL: http://ratings.ru/analytics/corps/resilience-150622/ (дата обращения: 04.09.2023)
2. Ревинова С.Ю., Третьякова Д.А. Достижение целей устойчивого развития в условиях дальнейшего распространения электронной коммерции в Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13, № 1. С. 255-274. URL: http://1economic.ru/lib/117410 (дата обращения: 04.09.2023)
3. Завьялова Е.Б., Старикова Е.А. Современные тенденции участия бизнеса в реализации социально-ориентированных целей устойчивого развития // Право и управление. XXI век. 2018. № 3. С. 107-120. URL: http://mgimopravo.elpub.ru/jour/article/view/113/112 (дата обращения: 14.09.2023)
4. Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю., Мунши Ш.М. Развитие розничной торговли России в контексте ее цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 5. С. 1599-1612. URL: http://1economic.ru/lib/114640 (дата обращения: 04.09.2023)
5. Паскова А.А. Цифровая трансформация розничной торговли: тенденции и технологии // Новые технологии. 2020. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-roznichnoy-torgovli-tendentsii-i-tehnologii (дата обращения: 14.09.2023)
6. Смотрова Т.И., Наролина Т.С. Тенденции цифровизации в розничной торговле // ЭКОНОМИНФО. 2020. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-tsifrovizatsii-v-roznichnoy-torgovle (дата обращения: 14.09.2023)
7. Беляков С.А., Эйрих В.Е., Степина И.О. Изменение потребительского поведения и тренды маркетинга, перемены после пандемии Covid-19 // ЦИТИСЭ. 2020. № 3. С. 363-373. URL: http://moluch.ru/archive/349/78516/ (дата обращения: 14.09.2023)
8. Белова Л.А., Верона Л.И. Современные тренды российской розничной торговли // ЕГИ. 2021. № 1 (33). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-rossiyskoy-roznichnoy-torgovli-1 (дата обращения: 14.09.2023)
9. Ковалева И.А., Канке А.А. Современные тренды потребительского поведения или почему покупатели выбирают онлайн? // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № 3. URL: http://esj.today/PDF/43ECVN323.pdf (дата обращения: 14.09.2023)
10. Груднева А.А. Инвестиции как фактор конкурентоспособности компаний розничной торговли // Современная конкуренция. 2022. № 1 (85). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-kak-faktor-konkurentosposobnosti-kompaniy-roznichnoy-torgovli (дата обращения: 14.09.2023)
11. Розничная торговля и общественное питание. Росстат. URL: http://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya
12. ТОП-10 крупнейших ритейлеров России 2022 по данным INFOLine. - URL: https://ecomhub.ru/top-10-largest-retailers-in-russia-2022-according-to-infoline/) (дата обращения: 14.09.2023)
13. Шнорр Ж.П. Мировой опыт глобализации розничной торговли // ВЕСТНИК ТОГУ. 2014. № 1(32). URL: http://pnu.edu.ru/vestnik/pub/articles/1930/) (дата обращения: 17.09.2023)
14. Мировой рынок e-commerce: развитие не остановить. 2022 // «Открытый журнал». URL: http://journal.open-broker.ru/investments/mirovoj-rynok-e-commerce/ ) (дата обращения: 17.09.2023)
15. Майорова Е.А. Сравнительный анализ состояния и развития торговли в странах Европы // АНИ: экономика и управление. 2018. № 1 (22). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sostoyaniya-i-razvitiya-torgovli-v-stranah-evropy (дата обращения: 17.09.2023)
16. Доклад «Социально-экономическое положение России» 2023. Росстат. URL: http://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения: 17.09.2023)
17. Лозовик А.С. Инновации в сфере розничной торговли: анализ опыта супермаркетов в различных странах // Наука и образование сегодня. 2021. № 1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sfere-roznichnoy-torgovli-analiz-opyta-supermarketov-v-razlichnyh-stranah (дата обращения: 17.09.2023).
Поступила в редакцию 2023-09-22
Опубликована 2024-01-31
Раздел
Экономика
Страницы
28-33