КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

  • Кристина Дмитриевна Смирнова
    • ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Ключевые слова: конкуренция, конкурентное поведение, конкурентные преимущества, классификация видов конкурентного поведения, стратегии конкурентного поведения, тактики конкурентного поведения

Аннотация

Статья посвящена определению видов конкурентного поведения предприятий и их классификации. В работе обоснована актуальность изучения вопросов конкурентного поведения, проведен критический анализ представленных в научной литературе подходов к классификации его видов, выделены их особенности и недостатки. Отдельное внимание уделено исследованию содержательных признаков конкурентного поведения, которые послужили теоретической основой для систематизации его видов. Научным результатом статьи выступает предложенная автором классификация видов конкурентного поведения предприятий, которая максимально учитывает отличительные признаки исследуемого понятия, а также включает оптимальное количество критериев классификации и таким образом позволяет упростить процесс принятия управленческих решений, касающихся разработки стратегии и тактики конкурентного поведения. В процессе исследования были использованы: методы анализа и синтеза (для уточнения сущности понятия «конкурентное поведение», определения и систематизации его видов), метод обобщения (для обоснования классификационных признаков видов конкурентного поведения предприятий), логические методы (для определения и формирования общих выводов). Дальнейшие исследования в рамках данной темы могут быть направлены на совершенствование методологического инструментария оценки конкурентного поведения предприятий на основе классификации его видов, предложенной автором настоящей статьи.

Литература

1. Алексич К.О. Стратегический конкурентный анализ как инструмент формирования конкурентных преимуществ в системе обеспечения конкурентоспособности предприятия // Научный вестник Ужгородского национального университета. Серия: Международные экономические отношения и мировое хозяйство, 2016. № 10 (1). С. 10-17.
2. Балабанова И.В. Управление конкурентной рациональностью : теория и методология: монография. Донецк: ДонНУЭТ, 2008. 534 с.
3. Капустина В.В. Конкурентное поведение страховых компаний на российском рынке // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы: сборник научных трудов. Кинель: РИО СГСХА, 2019. C. 37-40.
4. Карпов А.Л. Стратегическое и тактическое в конкурентном поведении предприятия // ПСЭ. 2010. № 2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-i-takticheskoe-v-konkurentnompovedenii-predpriyatiya (дата обращения: 11.04.2023).
5. Полковникова С.Г. Поведение фирмы в конкурентной среде // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы V международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 года) / Отв. ред. Н.В. Уварина. Прага, Чешская Республика: Изд- во WORLD PRESS s r.o., 2014. С. 251-254.
6. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. 7-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2005. 448 с.
7. Вишневер В.Я. Конкурентное поведение АО «СОГАЗ» на российском страховом рынке // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2018. № 4. С. 11-15.
8. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. 584 с.
9. Алексеева Н.И. Стратегическое планирование экономического поведения предприятия: теория и методология: монография. Донецк: Издательство ООО «НПП «Фолиант», 2018. 382 с.
10. Тарануха Ю.В. Конкурентное поведение фирмы в условиях гиперконкуренции // Менеджмент в России и за рубежом, 2014. № 2. С. 22-30.
11. Карпов А.Л. Концепция конкурентного пространства предпринимательской деятельности // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, 2012. № 4 (26). С. 128-134.
12. Смирнова К.Д. Теоретическое обоснование сущности понятия «конкурентное поведение предприятия» // Торговля и рынок. 2022. № 3 (63). С. 127-135.
Поступила в редакцию 2023-06-05
Опубликована 2024-01-31
Раздел
Экономика
Страницы
82-89