СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ БРЕНДА ВУЗА

  • Кристина Александровна Аржанова
    • ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Ключевые слова: бренд вуза, модель бренда, модель идентичности, формирование бренда, профессорско-преподавательский состав, бренд-айдентика, брендинг, бренд-менеджмент

Аннотация

Бренд вуза является одним из ключевых активов его успешности на рынке образовательных услуг. От того, насколько грамотно специалисты будут подходить к его формированию, зависит то, насколько вуз будет востребован абитуриентами и сможет ли осуществлять набор на свои учебные программы. Одним из важных этапов работы по созданию бренда является проработка ключевых составляющих. Данные элементы закрепляются в общих моделях бренда и моделях бренда вуза. В настоящей статье автором был проведен сравнительный анализ существующих моделей бренда вуза. Были рассмотрены актуальные модели его формирования, начиная с 2006 года. В результате проведенного анализа были выявлены ключевые элементы, оказывающие влияние на бренд вуза, среди которых профессорско-преподавательский состав, различные виды инфраструктуры вуза, организация учебного процесса, образовательные программы и др. В статье обосновывается необходимость разработки универсальной модели, демонстрирующей все ресурсы вуза, все аспекты формирования бренда и его восприятия аудиториями. Это становится еще более важным в условиях возрастающей конкуренции. Проведенное исследование позволило определить необходимые элементы, оказывающие влияние на бренд вуза и лежащие в основе модели его формирования.

Литература

1. Прядко С.Н. Управление брендом вуза: теоретические аспекты и прикладные решения // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т. 9, № 1. С. 96-107. DOI 10.18413/2409-1634-2023-9-1-0-8.
2. Алексеев М.В. Совершенствование формирования бренда высшего учебного заведения в современных условиях: дис. … канд. экономических наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2016. 123 с.
3. Селюков М.В., Шалыгина Н.П. Бренд-технологии в системе управления высшим учебным заведением // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7193 (дата обращения: 13.04.2023).
4. Беккер Е., Бурделова Т., Юданов А. Бренд и экономическая устойчивости вуза: монография. М.: Кнорус, 2012. 208 с.
5. Лухменева Е. П., Калиева О. М. Особенности формирования и продвижения бренда вуза // Вестник ОГУ. 2012. № 13 (149). С. 228-231.
6. Щербакова Т.Н. К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 430-434.
7. Кайгородова Д.А. Бренд вуза: сущность, конкурентные преимущества и концептуальная модель его формирования // Социогуманитарный вестник. 2012. № 8. С. 37-41.
8. Хагуров Т. А. Высшее образование: между служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 47-57.
9. Кольга А.А., Капустина Л.М. Синтез эстетического начала и разумного интеллекта как основа инновационного позиционирования бренда образовательного учреждения // Управленец. 2011. № 18. С. 14-15.
10. Герман Н.Г. Роль бренда в многоуровневой модели образовательной услуги в условиях формирования информационного общества: дис. … канд. экон. наук : 08.00.05. Москва: МЭСИ, 2008. 226 с.
11. Ali-Choudhury R., Bennett R., Savani S. University marketing directors’ views on the components of a university brand. International Review on Public and Nonprofit Marketing. 6. 2008. 11-33. 10.1007/s12208-008-0021-6.
12. Носова Н.С. Лояльность клиентов, или как удержать старых и привлечь новых клиентов. М.: Дашков и К, 2009. 192 с.
13. Ткачев В.А. Управление брендом как элементом корпоративной культуры: Социологический аспект: дис. … канд. социол. наук: 22.00.08. М., 2003. 168 с.
14. Нефедова О.В. Марочная стратегия образовательного учреждения: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2006. 126 с.
15. Mallya D. Brand Personality in the University Context: Developing a Multidimensional Framework. Austin: UT Austin, 2012. DOI: 2152/ETD-UT-2012-05-5532
16. Rauschnabel P.A., Krey N., Babin B.J., Ivens B.S. Brand management in higher education: The University Brand Personality Scale // Journal of Business Research. 2016. Vol. 69, no 8. P. 3077-3086. DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.01.023
17. Александровский С.В., Фоменков Д.А. Оценка индивидуальности бренда российского вуза: на примере университетов Нижнего Новгорода [Электрон. ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2017. Т. 16. No 1. С. 92-114. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-individualnosti-brenda-rossiyskogo-vuza-na-primere-universitetov-nizhnego-novgoroda (дата обращения: 25.05.2023).
18. Стенсакер Б. Ассоциации университетов: усиление контроля, увеличение потенциала, развитие креативности в динамично меняющейся среде // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 132-133.
19. Михайлова О.П., Шепель В.Н. Модели формирования бренда высшего учебного заведения: аналитический обзор // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 4(179). С. 304-312.
20. Ковалевский В.П., Буреш О.В., Жук М.А., Калиева О.М. Аккумуляция знаний в информационном пространстве предприятий региона. М.: «Финансы и статистика». Москва, 2011. 352 с.
21. Cherkasova, I. & Cherkasov, V. & Cherkasov, A. The university brand as a factor in attracting applicants. The Education and science journal. 2023. 25. 50-83. 10.17853/1994-5639-2023-1-50-83.
Поступила в редакцию 2023-10-11
Опубликована 2024-05-27
Раздел
Экономика
Страницы
407-414