ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ КАК ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • Павел Михайлович Лукичёв
    • ФГБОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова»
Ключевые слова: система высшего образования, экономика искусственного интеллекта, ChatGPT, искусственный интеллект, инновации, университеты

Аннотация

Данная статья посвящена влиянию, которое технологии искусственного интеллекта оказывают на систему высшего образования. Университеты, как и вся система высшего образования России, сейчас занимают весомое место в сфере применения цифровых технологий. Обосновывается положение о возможности российских университетов стать катализаторами национального экономического роста. Автор выявляет реальные преимущества использования больших языковых моделей студентами и последствия этого для сферы образования. Опросы показывают рост студенческой активности в применении технологий искусственного интеллекта для подготовки учебных заданий. Показаны изменения роли профессора (преподавателя) в образовательном процессе, прежде всего, с введением персонализированного подхода в обучении. Исследуются проблемы и ограничения применения искусственного интеллекта в системе университетского образования. Среди последних выделяется растущая коммерциализация высшего образования с помощью технологий искусственного интеллекта. Особое внимание автор уделяет возникновению колониализма XXI века, связанного с применением искусственного интеллекта в системе образования. Показаны его формы и опасность зависимости национальной экономики. Обосновывается необходимость использования «комплексного подхода» к разработке новых моделей искусственного интеллекта для системы высшего образования. Делается вывод о перспективности применения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования при создании продуманной национальной образовательной политики. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования системы высшего образования России.

Литература

1. Карагадаев А.А., Никитская Е.Д., Фролов М.С. От облачных сервисов до аддитивных технологий: дифференциация спроса бизнеса. Цифровая экономика. Экспресс-информация ИСИ и ЭЗ НИУ ВШЭ. 19.10.2023.
2. Туровец Ю.В., Вишневский К. О. Искусственный интеллект в России: кто, что и как внедряет. Цифровая экономика. Экспресс-информация ИСИ и ЭЗ НИУ ВШЭ. 26.09.2023
3. Лукичев П. М., Чекмарев О. П. Экономика искусственного интеллекта: перспективы и риски. Санкт-Петербург. 2023. 188 с.
4. Lee K.F., Qiufan C. AI 2041: Ten visions for our future. Currency, 2021.
5. Adiguzel T., Kaya M. H., Cansu F. K. Revolutionizing education with AI: Exploring the transformative potential of ChatGPT //Contemporary Educational Technology. 2023. Vol. 15. №. 3. С. ep429.
6. Hamilton A., Wiliam D., Hattie J. The Future of AI in Education: 13 things we can do to minimize the damage. 2023. 39 р.
7. Atlas S. ChatGPT for Higher education and professional development. A guide to conversational AI. 2023.
8. Holmes W., Tuomi I. State of the art and practice in AI in education //European Journal of Education. 2022. Vol. 57. № 4. P. 542-570.
9. Edwards B.I., Cheok A.D. Why not robot teachers: Artificial intelligence for addressing teacher shortage // Applied Artificial Intelligence. 2018. No 4. p. 345-360. doi: 10.1080/08839514.2018.1464286.
10. Heffernan N.T., Heffernan C.L. The ASSISTments ecosystem: Building a platform that brings scientists and teachers together for minimally invasive research on human learning and teaching // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2014. Vol. 24(4). P. 470-497. https://doi.org/10.1007/s40593-014-0024-x (дата обращения 15.01.2024)
11. Knox J. Artificial intelligence and education in China // Learning, Media and Technology. 2020. Vol. 45(3). P. 298-311. https://doi. org/10.1080/17439884.2020.1754236 (дата обращения 15.01.2024)
12. The Digital Talent Gap. Are Companies Doing Enough? Capgemini Digital Transformation Institute. 2017. URL: https://www.capgemini.com/wp-content/uploads/2017/10/report_the-digital-talent-gap_final.pdf (дата обращения 15.01.2024)
13. Checmarev O.P., Kovalenko E.V., Sudorgina I.G., Timoshenko S.A., Lukichev P.M. Innovation in the Digitalization of Agroindustry. В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Heidelberg. 2021. c. 257-265.
14. Zembylas M.A decolonial approach to AI in higher education teaching and learning: Strategies for undoing the ethics of digital neocolonialism // Learning, Media and Technology. 2021. Р. 1-13. URL: https://doi.org/10.1080/17439884.2021.2010094 (дата обращения 15.01.2024)
15. Blanchard E.G. Socio-cultural imbalances in AIED research: Investigations, implications and opportunities // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2015. Vol. 25(2). P. 204-228. URL: https://doi.org/10.1007/s4059 3-014-0027-7 (дата обращения 15.01.2024)
16. Robinson N.R., Ogayo P., Mortensen D.R., Neubig G. (2023). Chatgpt mt: Competitive for high-(but not low-) resource languages. arXiv preprint arXiv:2309.07423.
17. Nemorin S., Vlachidis A., Ayerakwa H. M., Andriotis, P. (2022). AI hyped? A horizon scan of discourse on artificial intelligence in education (AIED) and development. Online article // Learning, Media and Technology. 2022. P. 1-14. URL: https://doi. org/10.1080/17439884.2022.2095568 (дата обращения 15.01.2024)
18. Cotterell R., Mielke S.J., Eisner J., Roark B. Are all languages equally hard to language-model? Cornell University. 2020. URL: http://arxiv.org/abs/1806.03743 (дата обращения 15.01.2024)
19. Лукичёв П.М., Кузекова С.А. Роль визуального искусства как инновационной практики в преподавании экономических дисциплин // Инновации в образовании. 2023. № 12. С. 86-94.
Поступила в редакцию 2024-02-08
Опубликована 2024-05-27
Раздел
Экономика
Страницы
442-449