«ОСЕНЬ В ДУБОВЫХ ЛЕСАХ» Ю. КАЗАКОВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА

  • Татьяна Вячеславовна Зверева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: взаимодействие литературы и кино, автор, жанр, повествование, мотив

Аннотация

Исследование обращено к проблеме взаимодействия языка литературы и языка кино. На примере экранизации рассказа Юрия Казакова «Осень в дубовых лесах» (фильм М. Калика «Любить») выявлены механизмы синтеза разных видов искусства. Автор статьи сосредотачивает внимание не столько на генетической связи, сколько на типологической общности двух произведений, ставших предзнаменованием кризиса оттепельной идеологии. Экранизация Михаила Калика обнажила скрытые сюжеты казаковской прозы, показала ее несводимость к магистральной линии советской литературы. В отличие от многих современников, поверивших в возможность идеального обустройства мира, Ю. Казаков и М. Калик говорили об онтологической неустроенности бытия. Оба художника решали схожие задачи, с разных сторон обнажая иллюзорность человеческих притязаний на власть над реальностью. В статье также решается вопрос о влиянии чеховской традиции на творчество Ю. Казакова и М. Калика. Для прозы Казакова характерен мотив ухода героя из обыкновенной жизни, за которым скрывается катастрофическая неспособность человека пребывать в настоящем, о которой говорил Чехов. Фильм «Любить» выстраивается на чеховских паузах - несказанное становится значимее произнесенных слов.

Литература

1. Баландина Н. Поэтическое пространство Михаила Калика // Киноведческие записки. № 57. 2002. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/482/
2. Бондаренко Е.Н. Путь в бесконечность натурфилософского героя-странника в произведениях Ю.П.Казакова // Изв. Рос. гос. пед. ун-та. Обществ. и гуманит. науки. СПб., 2009. № 119.
3. Евтушенко Е. Мое самое-самое. М.: Изд-во АО "ХГС", 1995.
4. Казаков Ю. Рассказы. М.: Известия, 1983.
5. Казаков Ю.П. «Как я люблю людей…»: из писем Юрия Казакова // Литературное обозрение. 1986. № 8.
6. Лейдерман Н.Л., Липовцкий М.Н. Русская литература ХХ века (1950 - 1990-е годы). М.: Изд. центр «Академия», 2008. Т. 1.
7. Мальгина А. Музыкальные и монтажные конструкции в творчестве Михаила Калика: музыка, жест и монтаж // Русская филология. 25. Тарту, 2014.
8. Марголит Е. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2012.
9. Химич В.В. Чеховские традиции в рассказах Ю.Казакова // Ученые записки Уральского университета. Свердловск, 1970. Вып. 17.
Поступила в редакцию 2017-10-27
Опубликована 2017-12-25
Раздел
Филология
Страницы
937-941