ОПЫТ ПЕРЕВОДА ЖИТИЯ СВЯТОГО СТЕФАНА ВЕЛИКОПЕРМСКОГО НА УДМУРТСКИЙ ЯЗЫК

  • Алевтина Васильевна Камитова
    • ФГБУН «Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук»
Ключевые слова: житие, Стефан Великопермский, перевод, удмуртский язык, православная культура

Аннотация

В предлагаемой работе сделан анализ «Жития Стефана Великопермского», переведенного на удмуртский язык. Проведенное исследование показало, что перевод представляет собой сокращенный вариант оригинального текста с лаконичной передачей содержания. Это позволяет утверждать, что текст, созданный на удмуртском языке, был адаптирован для читателя. Выявлено, что автор удмуртского переложения воссоздал образ Стефана как идеального подвижника, просветителя и миссионера. Установлено, что в тексте сохранены стандартные мотивы, выработанные агиографическим жанром, а также произведены трансформации в воссоздании изображаемого контекста, обусловленные авторским мировидением. Изложенная в Житии деятельность святителя, несомненно, призвана была укрепить православный дух новокрещенных.

Литература

1. Валентинова О. И., Кореньков А. В. Стиль «плетение словес» в контексте истории русского литературного языка и литературы Древней Руси. Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского». М.: Изд-во РУДН, 2000.
2. Житие св. Стефана Велико-Пермского: На вост.-черемис. наречии. Казань: Тип. Императ. ун-та, 1892.
3. Житие св. Стефана, епископа Пермского, на русском и зырянском языках / На зырян. яз. пер. села Мажского Устьсысол. уезда свящ. Александр Попов. Вологда: Тип. И. И. Соколова, 1902.
4. Житие Святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. СПб.: Изд. редакции журнала «Мирской Вестник», 1866.
5. Ильминский Н. И. Программа школы для крещенных инородцев восточной России. Казань: Типолит. наследников М. Чирковой, 1898.
6. Котылев А. Ю. Учение и образ Стефана Пермского в культуре Руси России XIV - XXI веков / Отв. ред. Л. М. Мосолова. Сыктывкар, 2012.
7. Лимеров П. Ф. Образ святого Стефана Пермского в письменной традиции и фольклоре народа. Коми. М., 2008.
8. Лыткин Г. С. Жизнеописание св. Стефана, просветителя зырян // Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1889. С. 41-75.
9. Михеев И. Вотские переводы и учителя // Русская школа. 1900. № 5-6. С. 193-205.
10. Пиккио Р. История древнерусской литературы. М.: Кругъ, 2002.
11. Самосюк Г. Ф. Нет дела без риска: о деяниях проповедников христианства в творчестве Епифания Премудрого и Николая Лескова («Житие Стефана Пермского» и «На краю света») // Изв. Саратов. Ун-та. Новая серия. 2012. Т. 12. Сер. Филология. Журналистика. Вып. 4. С. 36-40.
12. Святой Стефан Великопермский: На пермяц. яз. Казань: Тип. Императ. ун-та: 1899.
13. Святый Стефан Великопермский и его просветительно-миссионерская деятельность на вотском языке. Казань: Типолит. наследников М. Чирковой, 1898.
14. Соболева Л. С. «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого: историко-культурный контекст обращения к образу Пермской земли // История литературы Урала. Конец XIV-XVIII в. / Глав. ред.: В. В. Блажес, Е. К. Созина. М.: Языки славянской культуры, 2012.
15. Травников С. Н., Ольшевская Л. А. История русской литературы. Древнерусская литература: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2007.
16. Чагин Г. Н. Почитание Стефана Пермского в Перми Великой в XV-XVII веках // Христианизация коми края и ее роль в развитии государственности и культуры: сб. ст. В 2-х тт. Т. II. Филология. Этнология. Сыктывкар, 1996. С. 283-290.
17. Югов С. А. «Житие Стефана Пермского» на коми языке // Христианизация коми края и ее роль в развитии государственности и культуры: сб. ст. В 2-х тт. Т. II. Филология. Этнология. Сыктывкар, 1996. С. 327-328.
Поступила в редакцию 2018-02-28
Опубликована 2018-04-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
201-205