СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЗДЕЙСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ БИЗНЕС-КОНФЕРЕНЦИЙ)

  • Мария Станиславовна Исаева
    • ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского»
  • Лев Геннадьевич Васильев
    • ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского»
Ключевые слова: речевоздействие, стратегия самопрезентации, тактика самопрезентации, деловой дискурс, языковые средства

Аннотация

В статье рассматриваются языковые способы реализации речевоздействия на материале англоязычных бизнес-конференций. Проводится разграничение форм речевого воздействия, приводятся различия понятий «персуазивность» и «конвинсивность». Под речевым воздействием понимается влияние, которое во время коммуникации адресант оказывает на адресата с помощью вербальных, экстралингвистических и символических средств. Процесс речевого воздействия определяется интенцией субъекта речевого воздействия, направленной на регуляцию деятельности собеседника, что, в свою очередь, влияет на выбор стратегий и тактик речевого воздействия. Изучается речевоздействующий потенциал стратегии деловой самопрезентации спикеров бизнес-конференций. Подобного рода конференции объединяют представителей всех заинтересованных сторон и дают возможность получить информацию о реальном опыте компаний, работающих на определенном рынке. Приводится классификация тактик создания благоприятного образа субъекта. Выявляются лингвистические средства, обладающие сильным воздействующим потенциалом.

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. № 16. С. 21-38.
2. Васильев Л.Г. Прагматико-функциональный подход и параметры лингво-аргументативного исследования речевого воздействия // Дискуссионные вопросы современной лингвистики: сб. науч. тр. Калуга: Калужский гос. ун-т, 2012. № 8. С. 5-10
3. Васильев Л.Г., Мищук О.Н. Аргументирующее речевое воздействие и самопрезентация в американском президентском дискурсе: Монография. Калуга; Тула: Тульский полиграфист, 2015. 261 с.
4. Власян Г.Р. Различные подходы к определению лингвистической вежливости // Вестн. НВГУ. 2010. №3. С. 36-38.
5. Голоднов А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы): автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб, 2003. 23 с.
6. Голоднов А.В. Риторический метадискурс: основания прагмалингвистического моделирования и социокультурной реализации (на материале современного немецкого языка) СПб: Астерион, 2011. 344 с.
7. Иванова М.А. Особенности аббревиатур делового дискурса через призму профессиональной языковой личности бизнесмена // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10. С. 158-161
8. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи - М.: Едиториал УРСС, 2003. 284 с.
9. Кошелева С.В. Основы делового общения: учебное пособие - Орел: Орловский гос. тех. ун-т, 2005. 70 с.
10. Терихов С.А. О социальном аспекте речевого взаимодействия в коммуникативном контексте // Материалы Междунар. науч. конф. «Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве». Пятигорск: Пятигорск. гос. лингвист. ун-т, 2004. С. 147 - 149.
11. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования / Челяб. гос. ун-т. Челябинск: Энциклопедия, 2008. С. 43-44.
Поступила в редакцию 2018-03-01
Опубликована 2018-04-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
269-275