«МИРОВОЙ КИНЕМАТОГРАФ» БРЮСОВА В СВЕТЕ ТЕОРИИ «ОТКАЗНОГО ДВИЖЕНИЯ» ЭЙЗЕНШТЕЙНА
Аннотация
Стихотворение Брюсова «Мировой кинематограф», экфрасис кинофильма, практически разрабатывает принцип «отказного движения», осмысленный позднее Мейерхольдом и Эйзенштейном. Не будучи профессиональным кинозрителем, Брюсов серьезно отнесся к основным возможностям тогдашнего кинематографа, таким как создание масштабных исторических сцен, иллюзия внутри иллюзии и риск непристойности. Пристальный анализ стихотворения и вскрытие аллюзий как на раннюю символистскую поэзию, с которой революционный Брюсов стремился порвать, так и на тогдашнее состояние кинематографа, позволяет не только оценить косвенный вклад символистской эстетики в кинематографическую теорию и практику, но и понять специфику представлений о соотношении реальности, наглядности и предметности в продолживших символизм русских интеллектуальных традициях.
Литература
2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1995. 448 c.
3. Античные поэты об искусстве / сост. С.П. Кондратьев. СПб.: Алетейя, 1996.
4. Берд Р. Русский символизм и развитие киноэстетики: наследие Вяч. Иванова у А. Бакши и Адр. Пиотровского // Новое литературное обозрение. 2006. № 81. С. 67-98.
5. Малкина В.Я. Визуальная образность и лирический сюжет в стихотворении В.Я. Брюсова «Зодчество церквей старинных» // Вестник РГГУ: История. Филология. Культурология. Искусствоведение. 2018. № 2. С. 206-212.
6. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.
7. Эйзенштейн С.М. Драматургия киноформы // Киноведческие записки. 1991. Vol. 11. С. 180-199.
Опубликована 2018-10-25