ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА КОРРЕКТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ

  • Мария Юрьевна Илюшкина
    • ГОУВО «Уральский Государственный университет имени первого президента РФ Б.Н. Ельцина»
Ключевые слова: реклама, этичность, корректность, принципы, анализ, коммуникация, оценка

Аннотация

Актуальной проблемой современной рекламы является ее влияние на духовное развитие личности и общества. В данной статье определяется важность формирования принципов социально-этичной рекламы как одной из форм прагматической коммуникации. Прагматический эффект рекламных сообщений зависит от того, насколько они будут восприняты и интерпретированы целевой аудиторией. В поле зрения находятся вербальные составляющие в структуре рекламного текста, оказывающие психологическое воздействие на массовое и индивидуальное сознания потребителей с целью побудить их к нужным рекламодателю выбору и поступку. Сегодня развитие корректной рекламы связано с разработкой все более утонченных методов воздействия, с одной стороны, и усилением контроля за соблюдением прав личности - с другой. Эти процессы реципрокны, то есть изменение в одном направлении влечет за собой изменение в другом. Так возникают новые стратегии, использующие глубинные закономерности регуляции поведения, способные повлиять на психофизиологический статус человека. Многие из них могут причинить значительный вред психическому здоровью. Это ставит во главу угла принцип корректности рекламы. Разработка принципов и методов расчета степени успешности коммуникативных процессов также зависит от этической корректности рекламы и ее восприятия потенциальными потребителями. Существенную роль в определении эффективности и этичности рекламной коммуникации играют не только языковые, но и социокультурные факторы. Роль принципов глобальности и общественного участия в решении проблемы корректности рекламы является определяющей. Автором статьи высказывается мнение о необходимости создания комплекса критериев оценки этичности рекламы на международном уровне. Рассмотренные принципы этичности рекламы могут быть применимы для анализа рекламной деятельности в целом.

Литература

1. Амири Л.П. Игра с многозначностью (внутренним смыслом) в языке рекламы // Язык как система и деятельность: материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 80-летию проф. Ю.А. Гвоздарева. Ростов н/Д, 2005. С. 113-115.
2. Бове K., Арене У.Ф. Современная реклама. Тольятти, 1995. 784 с.
3. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: учеб. пособие. М., 2001. 624 с.
4. Геращенко Л.Л. Манипуляции в современной рекламе. М.: Диаграмма, 2006. 192 с.
5. Дробышева О.В. Тендерные аспекты в рекламном тексте // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Ростов н/Д, 2007. Вып. I. C. 183-184.
6. Кара-Мурза Е.С. Язык современной рекламы // Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: Медиамир, 2007. С. 479.
7. Кафтанджиев X. Образ женщины в рекламе. М.: Рик - Холдинг, 2007. 232 с.
8. Клифтон Р., Симмонз Д. Бренды и брендинг. М: «Олимп-Бизнес», 2008. URL: http://ifors.ru/neobranding/ articles/stiv-hilton-sotsialnaya-tsennost-brendov/
9. Клушина Н.И. Убеждение и манипулирование: разграничение понятий // Русская речь. 2007. № 5. С. 50-53.
10. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. 287 с.
11. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. М.; СПб.; Киев: Изд. Дом. «Вильямс», 1999.
12. Ксензенко О.А. Прагматические особенности рекламных текстов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 334-353.
13. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2002.
14. Лихобабин М.Ю. Оценка этической корректности рекламы как важнейшей формы социальной коммуникации: сб. науч. тр. «Теория и практика коммуникации» // Вестн. Российской коммуникативной ассоциации. Вып. 2 / под общ. ред. И.Н. Розиной. Ростов-н/Д: ИУБиП, 2004. 244 с. C. 94-102.
15. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. М.: РИП-холдинг, 2002.
16. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. Спб.: Питер, 1999.
Поступила в редакцию 2016-10-14
Опубликована 2016-12-23
Раздел
Лингвистика
Страницы
67-73