СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АВТОРА В ТЕКСТАХ МАЛОЙ ПРОЗЫ В.М. ШУКШИНА

  • Галина Васильевна Кукуева
    • ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова»
Ключевые слова: текст как процесс, рассказы В.М. Шукшина, образ автора, вторичный речевой жанр, первичные и вторичные жанровые признаки, модель художественно-речевой структуры, ее модификации

Аннотация

Данная работа написана в рамках понимания текста как открытого процесса, реализующего коммуникативную деятельность homo loquens (двуединства Говорящий - Слушающий). Цель статьи описать способы репрезентации автора (Говорящего) в малой прозаической форме. Материалом исследования послужили тексты рассказов В.М. Шукшина как вторичные производные художественно-речевые жанры, с одной стороны, демонстрирующие соединение принципа рассказывания с признаками анекдотических ситуаций, новеллистического и очеркового повествования, с другой, - ориентированные на ответную реплику Слушающего. Объектом исследования явилась художественно-речевая структура, представленная субкатегориями: речевыми партиями повествователя и персонажей. Данные партии реализуют на внутритекстовом уровне целое категории образа автора. В работе описаны базовая модель художественно-речевой структуры и ее основные модификации, которые задаются активностью и адекватностью выдвижения в жанровом поле признаков первичных речевых жанров и реализуются в производных текстах (рассказы-сценки, рассказы-анекдоты, рассказы-очерки) малой прозы В.М. Шукшина. Установлено, что перемещение первичных и вторичных жанровых признаков от центра к периферии актуализирует разные способы репрезентации автора. Способы проявления автора дают все основания говорить о текстах малой прозы В.М. Шукшина как о «живом», открытом процессе, демонстрирующем коммуникативную парадигму диалогического типа. В данной парадигме текстовая деятельность Говорящего (автора) предопределяется установкой на со-творческую работу со Слушающим (читателем). Результаты, полученные в статье, представляют интерес для дальнейшего изучения многогранности и разноплановости фигуры Говорящий - Слушающий в художественном тексте.

Литература

1. Большакова А.Ю. Теории автора в современном литературоведении // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1998. Том 57. № 5. С. 15-24.
2. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. М., 1980.
3. Виноградов В.В. О языке художественной речи. М., 1971.
4. Деминова М.А., Кукуева Г.В., Чувакин А.А. Диалогичность прозы В.М. Шукшина: Материалы V Всероссийской научной конференции «В.М. Шукшин. Жизнь и творчество», посвященной 70-летию со дня рождения В.М. Шукшина. Барнаул, 2000. С. 3-22.
5. Залыгин С.П. Герой в кирзовых сапогах // Шукшинские чтения. Барнаул. 1989. Вып. 2.
6. Кукуева Г.В. Авторская стратегия как одно из оснований типологического описания рассказов В.М. Шукшина // Сибирский филологический журнал. 2006. № 1-2. С. 40-48.
7. Кукуева Г.В. Категория повествователя как параметр типологизации текстов малой прозы (на материале рассказов В.М.Шукшина) // Вестн. Алтайского гос. пед. ун-та. 2010. № 4.С. 28-34.
8. Кукуева Г.В. Рассказы В.М. Шукшина: лингвотипологическое исследование: монография. Барнаул: БГПУ, 2008.
9. Кукуева Г.В. Рассказ-очерк В.М. Шукшина как синтетический художественно-речевой жанр // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2007. №8 (86). С. 32-38.
10. Малыгина Э.В. «Сшибка» как возможное проявление кризисной межперсонажной коммуникации в рассказах В.М. Шукшина: аспекты исследования // Филология и человек. Научный журнал. 2013. № 2. С. 127-132.
11. Никонова Т.Н. Рассказ-анекдот В.М. Шукшина как вторичный речевой жанр (эвокационный аспект): монография. Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайский государственный университет, 2005.
12. Папава Е.И. Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина: автореф. … дис. канд. филол. наук. М., 1983.
13. Ревзина О.Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII-й Международной конференции. М: Изд-во Московского государственного педагогического университета, 1999. С. 301-316.
14. Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике и проблемы описания поэтического идиолекта: автореф. дис…докт. филол. наук. М., 1998.
15. Чувакин А.А. Категория образа автора как инструмент интерпретации художественного текста // Проблемы интерпретационной лингвистики: автор - текст - адресат: межвуз. сб. науч. Тр. Новосибирск, 2001. С. 109-116.
16. Чувакин А.А. Заметки об объекте современной филологии // Человек - Коммуникация - Текст. Барнаул, 1999. Вып.3. С. 3-11.
Поступила в редакцию 2016-07-18
Опубликована 2016-10-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
50-55