МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ МАГИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ГЛАЗАМИ ИХ СОСЕДЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ XI-XIII ВЕКОВ)

  • Даниил Викторович Пузанов
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН
Ключевые слова: Ливонская хроника, скандинавские саги, древнерусские летописи, Ал-Гарнати, магия, природные явления, «охота на ведьм»

Аннотация

Статья посвящена реконструкции комплекса представлений народов Восточной и Северной Европы о метеорологической магии их финно-угорских соседей. Картина мира средневековых народностей воссоздается по материалам письменных источников, которые, в большинстве своем, сохранили характерное для монотеизма отрицание могущества магии. Обрядовые действия финно-угров в них не отделяются от колдовства соотечественников. Наиболее четко представления простонародья проявляются в скандинавских сагах, авторы которых верили в колдовство. Согласно сагам, финно-угорские колдуны обладают особой силой, которая проявляется не столько в природной харизме мага, сколько в его мастерстве. По летописям Древней Руси народные представления восстанавливаются гипотетично и только при сопоставлении с поздними этнографическими сведениями. Не представляется возможным установить, воспринимало ли древнерусское население финно-угров как более искусных в магии, по сравнению с другими этносами. Источники Ливонии еще в меньшей степени отражают народные представления. В хрониках ордена присутствует сугубо христианский взгляд, отрицавший силу магии, в том числе финской. В то же время только Ливонская хроника сохраняет детальное, почти рациональное описание обрядов некоторых финно-угорских народов. О вере народов Поволжья в особые способности некоторых финно-угорских племен влиять на природные процессы свидетельствуют арабские источники. В целом, изученные материалы позволяют говорить о взаимопроникновении разноэтничных магических представлений и практик на территории всего региона.

Литература

1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.
2. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М., Л., 1938.
3. Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996.
4. Исландские саги: в 2 т. СПб., 1999. Т. 1.
5. Лённрот Э. Калевала: Эпическая поэма на основе древних карельских и финских народных песен. Петрозаводск, 1998.
6. Матузова В.И. Английские средневековые источники XI-XIII вв. Тексты, переводы, комментарий. М., 1979.
7. Мордовские народные сказки. Саранск, 1978.
8. Полн. собр. русских летописей. М., 1997. Т. 1.
9. Полн. собр. русских летописей. М., 1998. Т. 2.
10. Полн. собр. русских летописей. М., 2000. Т. 3.
11. Путешествие Абу Хамида Ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153). М., 1971.
12. Сага о йомсвикингах // Фетисов А.А., Щавелёв А.С. Викинги. Между Скандинавией и Русью. М., 2013. С. 82-134.
13. Снори Стурлусон. Круг земной. М., 1995.
14. 14. Хроника Эрика. М., 1999.
15. The first nine books of the Danish history of Saxo Grammaticus. London, 1894.
16. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
17. Аннинский С. А. Примечания // Генрих Латвийский Хроника Ливонии. М., Л., 1938.
18. Анхенвальд А. Ю., Петрухин В. Я., Хелимский Е. А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. 1981. М., 1982.
19. Белова О. В. Инородец // Славянские Древности. М., 1999. Т. 2.
20. Березович Е. Л. Чудь // Славянские Древности. М., 2012. Т. 5.
21. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.
22. Вяари Э. Ливы и ливский язык // Прибалтийско-финские народы. История и судьбы родственных народов. Ювяскюля, 1995.
23. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль (проблемы семантики). М., 1975.
24. Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси. М., 2007.
25. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2-3.
26. Ключевский В. О. Сочинения. М., 1956. Т. 1, ч. 1.
27. Кутарев О. В. Психотехники в старом язычестве северной Европы // Психотехники и измененные состояния сознания: сб. материалов Второй междунар. науч. конф. (12-14 декабря 2013 г., Санкт-Петербург). СПб., 2015.
28. Лаушкин А. В. Стихийные бедствия и природные знамения в представлениях древнерусских летописцев XI-XIII вв. // Русское Средневековье. 1998 год. Книжная культура. М., 1998. Вып. 1.
29. Лашук Л. П. Чудь историческая и чудь легендарная // Вопр. истории. 1969. № 10.
30. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб, 2002.
31. Левкиевская Е. Е. Низшая мифология славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996.
32. Лимеров П. Ф. Образ чуди в коми фольклоре // Изв. Уральского гос. ун-та. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2009. № 1/2 (63).
33. Мильков В. В., Милькова С. В. Споры XI века о «высших силах» и «потаенные» книги // Древнерусские апокрифы. СПб., 1999.
34. Морэ А. Нил и египетская цивилизация. М., 2007.
35. Напольских В. В. Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья // История татар с древнейших времен в 7 т. Т.2. Казань, 2006.
36. Несин М. А. Языческие выступления в Северо-Восточной Руси // Актуальные проблемы гуманит. и естеств. наук. 2014. № 2-1.
37. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М., 2005.
38. Пузанов Д. В. В поисках финно-угорского следа: к вопросу об этничности участников движения волхвов 1071 г. в Ростовской земле // Ежегодник финно-угорских исследований. 2015. Вып. 4.
39. Сванидзе А. А. Дохристианские верования в средневековой Скандинавии (Окончание) // Средние века. 2007. Вып. 68(4).
40. Сенаторский Н. Вера древних русских христиан в небесные знамения. Киев, 1883.
41. Соловьев С. М. Сочинения. М., 1988. Кн. 2. Т. 3-4.
42. Стрингольм А. М. Походы викингов. М., 2002.
43. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
44. Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995.
Поступила в редакцию 2016-02-12
Опубликована 2016-08-25
Раздел
История
Страницы
49-58