АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СОБЫТИЯ В РАССКАЗЕ А.М. ГОРЬКОГО «ТРУБОЧИСТ»

  • Татьяна Петровна Леднева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Максим Горький, автор, герой, событие, конфликт

Аннотация

Многие произведения М. Горького, написанные на рубеже ХIХ-ХХ в.в., можно отнести к тем новаторским художественным явлениям, которые возникли в результате синтеза романтизма и реализма. В рассказах, ориентированных на «правду жизни» («Емельян Пиляй», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Кирилка», «Трубочист» и др.), писатель перестраивает реалистическую традицию, обращаясь к романтическим формам художественного отображения действительности. Он нарушает принцип социально-исторического детерминизма, обязательный для реализма XIX в. В результате герой обретает свободу от «обстоятельств», изначально формирующих его жизнь. Он стремится разрешить «последние» вопросы бытия, найти «конечные» смыслы жизни, совершает героизированные поступки. Писатель строит сложный, но не эволюционирующий характер. Его герой статичен. Он изображается не в быту, а в экстремальной ситуации, в момент абсолютного проявления своих человеческих качеств. Это делает его аналогичным героизированной романтической личности, противостоящей в своем стремлении к «абсолюту» остальным персонажам произведения. Событие в вышеназванных рассказах является способом оценки героя. Оно носит экзистенциальный характер. Именно в нем проявляются не социальные, а идеальные качества героя.

Литература

1. Горький М. Полное собрание сочинений художественных произведений в 25-ти томах, М., 1969. Т. 2. С. 468. Далее текст цитируется по этому изданию.
Поступила в редакцию 2015-12-21
Опубликована 2016-04-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
14-18