ПОЭТИКА И ФУНКЦИИ ОБРАЗА ВОЛГИ В «ВОЛЖСКИХ» ПЬЕСАХ А.Н. ОСТРОВСКОГО

  • Олеся Николаевна Красникова
    • ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина)
Ключевые слова: А.Н. Островский, драматургия, Волга, река, «волжский текст», Калинов, Бряхимов

Аннотация

В статье рассмотрена проблема функционирования образа «Волга» в драматургическом наследии А.Н. Островского. Хорошо известно, что драматург открыл русскому читателю Замоскворечье, но об открытии им «волжского» текста говорят гораздо реже. В этой работе мы рассмотрим художественный образ «Волга» - ключевой образ, формирующий в драматургическом наследии Островского особый цикл пьес, объединенных общим названием «волжский текст» А.Н. Островского. Специфика реализуемых функций образа, типологические черты сходства и различий образа в разных пьесах, особенности функционирования в каждом конкретном тексте в совокупности составляют единый художественный образ, наличие которого и позволяет выделить своеобразный пласт творческого наследия драматурга - «волжский» цикл пьес, или, как иначе сам автор хотел их назвать, цикл «Ночи на Волге». В данной статье будут проанализированы именно те пьесы, действие которых происходит непосредственно на волжских берегах.

Литература


  1. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского // Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 366 с.

  2. Кошелев В.А. В городе Калинове // Литература: прил. к газ. «Первое сентября». 2003. № 27/28. С. 13-14. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200302806

  3. Мосалева Г.В. «Непрочитанный» А.Н. Островский: поэт иконной России. Монография. Ижевск: Удмуртский университет, 2014. 296 с.

  4. Островский А.Н. Полное собрание сочинений в 12 томах. Под общей ред. Г.И. Владыкина и др. Т. 2. Пьесы (1856 – 1866). М.: Искусство, 1974. 808 с.

  5. Островский А.Н. Полное собрание сочинений в 12 томах. Под общей ред. Г.И. Владыкина и др. Т. 5. Пьесы (1878 – 1884). М.: Искусство, 1975. 543 с.

  6. Островский А.Н. Полное собрание сочинений в 12 томах. Под общей ред. Г.И. Владыкина и др. Т. 6. Пьесы (1861 – 1865). М.: Искусство, 1976. 608 с.

  7. Ракоед Ю.С. Архетип чайки в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» // Литература и язык в современном поликультурном пространстве. Сборник статей по материалам Всероссийской науч.-практической конференции молодых ученых / Отв. ред. Г.М. Ибатуллина. Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Стерлитамак, 2017. С. 140-143.

  8. Ревякин А.И. «Гроза» А.Н. Островского. М., 1962. 336 с.

  9. Соколова В.Ф. Народоведческие истоки творчества А.Н. Островского // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (59): в 3-х ч. Ч. 3. С. 51-54.

  10. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М.: Искусство, 1967. 544 с. URL: http://sobolev.franklang.ru/index.php/ seredina-xix-veka/173-kholodov-e-masterstvo-ostrovskogo

  11. Хомич Э.П. А.Н. Островский: поэтика эпического театра. Монография. Москва-Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 104 с.

Поступила в редакцию 2019-02-18
Опубликована 2019-06-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
477-484