СОФИЙНЫЙ МИФ В ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «ПАСТУХ И ПАСТУШКА»

  • Гузель Мртазовна Ибатуллина
    • Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
  • Михаил Владимирович Алексеенко
    • Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Ключевые слова: В.П. Астафьев, повесть «Пастух и пастушка», софиологический миф, женские архетипы, парадигма, инвариант, модель, художественная система

Аннотация

В статье рассматриваются художественно-смысловые парадигмы софийного мифа в повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка». Образ главной героини повести Люси наделен рядом символических коннотаций и имеет сложную архетипическую структуру. Софийный архетип представлен здесь в двух его инвариантах: христианском и гностическом; ключевыми для понимания героини являются также богородичный архетип, архетипы Девы, Возлюбленной, Хозяйки, Психеи, а также каббалистический архетип Шехины, тесно связанный с первообразом Софии. Софийная модель женского начала отражена как в личностно-психологических, духовно-нравственных характеристиках героини, так и в логике изображения ее судьбы. Исследование приводит к выводу, что мифологема Софии в разных своих модусах (София Премудрость Божья, София гностическая, Вечная Женственность) в парадигме образа Люси является одной из смысловых доминант; кроме того в мифопоэтической знаковой системе произведения софийный первообраз, наряду с первообразами Богоматери и Шехины, можно считать культурологическим репрезентантом «феминного» архетипа - архетипа Женщины в его специфическом гендерно-экзистенциальном аспекте.

Литература

1. Аверинцев С.С. София - Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. Киев: Дух i Лiтера, 2001. 460 с.
2. Алексеева Н.В., Соломенцева К.В. Архетип богатыря и его трансформация в романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» // Вестник Вятского государственного университета. 2012. С. 98-102.
3. Астафьев В.П. Пастух и пастушка: повести, рассказы. Москва: Издательство «Э», 2017. 640 с.
4. Булгаков С.Н. Софийность хозяйства // Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2009. С. 172-197.
5. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
6. Гончаров П.П. Мифологические истоки «Царь-рыбы» // Гончаров П.П. «Царь-рыба» В.П. Астафьева: жанровая и композиционная функция образа Сибири: автореф. дис.. канд. филол. наук. Тамбов, 2007. 24 с.
7. Гончаров П.А., Гончаров П.П. Сказочно-мифологические истоки «Царь-рыбы» В.П. Астафьева // Пушкинские чтения. 2011. № 16. СПб: ЛГУ имени А.С. Пушкина. С. 204-210.
8. Груздева Ю.А., Гумерова Л.Р. Мифологические образы в структуре произведения В. Астафьева «Царь-рыба» // Поволжский педагогический поиск. Ульяновск: УГПУ имени И.Н. Ульянова, 2015. С. 39-41.
9. Дегтярёва В.В. Мифологемы водного мира в творчестве В.П. Астафьева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 2. С. 214-219.
10. Жития святых по изложению свт. Димитрия Ростовского / Декабрь / 13 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых (дата обращения: 08.05.2019)
11. Ибатуллина Г.М. «Магический кристалл»: рефлексия в поэтике художественного текста. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 450 с.
12. Ибатуллина Г.М. Образно-смысловые парадигмы софийного мифа в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2015. Т. 25, вып. 2. С. 141-145.
13. Ибатуллина Г.М. Каббалистический миф и его интерпретация в повести А. Куприна «Суламифь» // Доклады Башкирского университета. 2017. Т. 2, № 2. С. 287-292.
14. Козина Т.Н. Христианские архетипы в русской ментальности: на материале художественно-литературной практики рубежа 1990-2000-х годов: автореф. дис. … докт. культурологии. Саранск: МГУ им. Н.П. Огарева, 2012. 39 с.
15. Луция, дева и мч. Сиракузская [Электронный ресурс]. URL: http://www.christusimperat.org/ru/node/5060 (дата обращения: 08.05.2019)
16. Патай Р. Иудейская богиня. Екатеринбург: У-Факториал, 2005. 368 с.
17. Торчинов Е.А. Сексуальный аспект каббалы и восточных учений. Доктрина женственного // Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и тpанспеpсональные состояния. СПб.: Центp «Петеpбypгское Востоковедение», 1998. 384 с. / [Электронный ресурс]: URL: https://studfiles.net/preview/ 7169971/page:48/ (дата обращения: 14.05.2019)
18. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2012. 905 с.
19. Фомина Е.Г. Женские архетипы в «Последнем поклоне» В.П. Астафьева // Юбилейные Астафьевские чтения: писатель и его эпоха. Выпуск 5 / отв. ред. А.М. Ковалева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009. С. 107-112.
20. Шипфлингер Т. София - Мария. Целостный образ творения. М.: Гнозис Пресс - Скарабей, 1997. 400 с.
21. Laitman M., 2006. Basic Concepts in Kabbalah. Published by Laitman Kabbalah Publishers, pp. 111.
22. Scholem G., 1997. On the Mystical Shape of the Godhead: Basic concepts of the Kabbalah. New York: Schocken, pp. 336.

Поступила в редакцию 2019-07-18
Опубликована 2019-10-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
839-847