ГРАММАТИКА ВРЕМЕНИ В УДМУРТСКОЙ СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ: ТВОРЧЕСТВО ГАЯ САБИТОВА

  • Алексей Андреевич Арзамазов
    • ФГБУН «Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук»
Ключевые слова: национальная литература, удмуртский соцреализм, «риторика эпохи», лингвопоэтический аспект, темпоральные модели, настоящее время, художественная семантика времени

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные структурно-семантические, грамматико-стилистические особенности ряда поэтических текстов Гая Сабитова, одного из ярких представителей удмуртского соцреализма. Удмуртские соцреалистические идиостили как национально-специфический вариант данного художественного метода прежде не становились объектом интерпретации. Актуальность исследования продиктована недостаточностью лингвопоэтического подхода в рассмотрении феномена развития удмуртской литературы, отсутствием научных работ, сфокусированных как на грамматике поэзии, так и на категории темпоральности поэтического целого, его художественных контекстах. В статье проанализирована разноуровневая связанность грамматической сферы текстов Г. Сабитова и его художественной семантики, проявлена взаимообращенность формы и содержания, языковых элементов, идеологического плана выражения и индивидуально-авторского мировидения. Новым является выделение основных грамматико-лексических сегментов лирической трансляции темпоральности, выявление сценариев индивидуально-авторской семантизации настоящего времени, изучение стихотворного корпуса Гая Сабитова с точки зрения языковых реалий, проецирующихся на удмуртскую советскую литературу в целом.

Литература

1. Ахапкина Я.Э. Семантика времени в поэтическом тексте (на материале лирики Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама акмеистического периода творчества). СПб.: Свое издательство, 2010. 234 с.
2. Богданов К. Риторика ритуала. Советский социолект в этнолингвистическом освещении // Антропологический форум. 2008. № 8. С. 300-337.
3. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики. Языковая интерпретация идеи времени. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 260 с.
4. Бондарь-Терещенко И. Горький рафинад. В романной мирре Владимира Рафеенко // Новое литературное обозрение. 2014. № 125. С. 292-298.
5. Гин Я.И. Проблемы поэтики грамматических категорий. СПб.: Академический проект, 1996. 224 с.
6. Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М.: Наука, 1982. 155 с.
7. Завьялов С.А. Концепт «современности» и категория времени в «советской» и «несоветской» поэзии // Новое литературное обозрение. 2003. № 62. С. 22-33.
8. Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2002. 262 с.
9. Куренная Н.М. Социалистический реализм. Историко-культурный аспект (из опыта восточноевропейских литератур. 1930 - 1970-е годы). М.: Институт славяноведения РАН, 2004. 188 с.
10. Панова Л. Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама. М.: Языки славянской культуры, 2003. 808 с.
11. Порвин А. Размышления о романе Николая Кононова «Фланер» // Новое литературное обозрение. 2014. № 125. С. 286-291.
12. Сабитов Г.С. Яратӥсько. Кылбуръёс но кырӟанъёс. Ижевск: Удмуртия, 1975. 176 с.
13. Степанов Ю. Константы: Словарь русской культуры. М.: Изд-во «Академический проект», 2004. 992 с.
14. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М.: Высш. школа, 1979. 219 с.
15. Шапир М.И. «Versus» vs «proza»: Пространство-время поэтического текста // Philologica. Moscow; London, 1995. Т. 2, № 3/4. С. 7-47.

Поступила в редакцию 2019-05-13
Опубликована 2019-10-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
866-874