МОЛЧАНИЕ В СТРУКТУРЕ СЛУШАНИЯ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО КОНСТРУКТИВНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ)

  • Татьяна Рудольфовна Копылова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: молчание, речевая деятельность, диалог, слушание, речевое поведение, вежливость, толерантность

Аннотация

В статье рассматривается молчание как обязательное условие слушания, рецептивного вида речевой деятельности. Исследование выполнено на материале русского бытового дискурса. В качестве источника анализа привлечены диалоги с горизонтальным и вертикальным, иерархичным, типами взаимодействия, обусловившими особенности функционирования молчания. В зависимости от интенции коммуниканта, его отношения к позиции и состоянию говорящего, в коммуникативистике разграничивают слушание активное, эмпатическое и пассивное. Цель данной работы - выявить наиболее частотные сочетаниямолчания с другими элементами, способными выступать маркерами того или иного типа общения. Подобные сочетания нулевого и материально выраженных маркеров позволили сделать вывод о соответствии типа слушания виду конструктивного речевого поведения - вежливости либо толерантности.

Литература

1. Абрамова Е. К. Слушающий как активный участник диалогического общения // Вестник ОГУ. 2006. №9. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slushayuschiy-kak-aktivnyy-uchastnik-dialogicheskogo-obscheniya.htm.
2. Блох М.Я. Фактор слушающего в диалогической и монологической речи // Вестник Нижневртовск. гос. ун-та. 2008. №4. С. 3-7.
3. Воронцова Т. А. Речевая агрессия, толерантность, вежливость // Язык СМИ и политика. М.: МГУ. С. 569-611.
4. Воронцова Т.А., Ковальчукова М.А., Копылова Т.Р. [и др.] Теория коммуникации: от А до Я. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 146 с.
5. Воронцова Т.А., Копылова Т.Р. Молчание как маркер агрессивного речевого поведения (на материале бытового общения) // Филологический класс. 2017. № 3. С. 29-33.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Чудеса активного слушания. М.: АСТ, 2014. 192 с.
7. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 63 с.
8. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990.94 с.
9. Копылова Т.Р. Коммуникация в современной научной парадигме. Ижевск: Удмуртский университет, 2019. 170 с.
10. Невская М.А. Риторика. М.: ЭКСМО, 2008. 100 с.
11. Пронякина М. В. Фактор слушающего и его роль в процессе интервьюирования (на примере текстов журнального интервью) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №9-1 (63). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktor-slushayuschego-i-ego-rol-v-protsesse-intervyuirovaniya-na-primere-tekstov-zhurnalnogo-intervyu.htm.
12. Chomsky N. A review of Skinner's verbal behavior, Language. 1959. №35.P. 26-58.
13. Jensen J.V. Communicative Functions of Silence // De Vito J.A. Communication: Concepts and Processes. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1976. P. 124-132.
14. Normand M. Verbal Behavior: History and Future // The Behavior Analyst Today. 2001. №3 (1). P. 41-55.
15. Skinner B. Verbal Behavior. Acton, MA: Copley Publishing Group, 1957.489 p.
16. VorontsovaТ.А, Kopylova T. R. Silence in the structure of aggressive speech behavior (case study of day-to-day communication) // Cuadernos de Rusistica Espanola. 2017. Т. 13. Р. 97-109.
Поступила в редакцию 2019-11-23
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Лингвистика
Страницы
204-211