РЕЧЕВАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИК НЛП КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
Круг вопросов, затрагиваемых в данной статье, связан с актуальным в последние десятилетия междисциплинарным подходом к научным исследованиям и возможностью объединения различных гуманитарных наук с целью разработки стратегий и тактик, направленных на качественные, позитивные изменения состояния когнитивных структур человека, сохранение и улучшение его ментального и физического здоровья. В статье рассматриваются варианты речевой актуализации техники рефрейминга, используемой в нейролингвистическом программировании для повышения качества жизни субъекта путем изменения восприятия проблемной ситуации. Описывается фреймовый подход к анализу как общее основание для лингвистического исследования психологической практики. Проводится структурно-семантический и лексико-грамматический анализ вариантовречевой актуализации техники рефрейминга в паре «фрейм проблемы» - «фрейм результата». Выводы позволяют говорить о продуктивности использования фреймового подхода в подобном анализе, а также определить лингво-когнитивные и собственно языковые параметры успешности такого преобразования.
Литература
2. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №1, с. 18-36.
3. Грудева Е. А., Кизилова Н. И. Лексический фрейм как тип лексического концепта (на примере фрейма «вооруженное столкновение») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2017. № 6(72): в 3-х ч. Ч. 3. C. 95-98.
4. Гусельникова О.В. Терминологический аппарат структуры фрейма // Вестник ЧГПУ. 2010. №9 Филология и искусствоведение, с.137-149.
5. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб: Питер, 2018. 384с.
6. Минский М. Фреймы для представления знаний. М: Энергия, 1979. 152с.
7. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №1, с. 53-64.
8. Никонова Ж.В. Фрейм в контексте лингвистической науки // Вестник Вятского гос. ун-та. 2008, с.86-89.
9. Павлова И.В. Фрейм как основная модель репрезентативных знаний // Система I структура схiднословʼянськихмов. 2014. №7, с. 118-124.
10. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад, 2010. 314с.
11. Соколова О.В. Категория фрейма в когнитивной лингвистике. Вестник АГТУ. 2007. №1 С. 236-239.
Опубликована 2020-05-07