АНГЛИЙСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫКИ В МНОГОЯЗЫЧНОЙ АФРИКЕ: ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

  • Елена Леонидовна Куксова
    • ФГАОУ ВО «Белгородский национальный исследовательский университет»
  • Т.Г. Волошина
    • ФГАОУ ВО «Белгородский национальный исследовательский университет»
  • Юлия Сергеевна Блажевич
    • ФГАОУ ВО «Белгородский национальный исследовательский университет»
Ключевые слова: плюрилингвизм, многоязычие, языковая ситуация, языковая политика, английский язык, французский язык, Африка

Аннотация

В статье рассматриваются две новые, сложившиеся в постколониальной Африке, лингвокультурные среды: англофонная и франкофонная. Поднимается вопрос о государственном статусе английского и французского языков в странах Африки Южнее Сахары, их социокультурной роли и проблемах функционирования. Особое внимание уделяется проводимой языковой политике этих стран, согласно которой английский и французский языки становятся обязательным компонентом социокультурной среды, являющимся, с одной стороны, навязанным против воли африканцев, а, с другой стороны, объединяющим многоязычные африканские этнические группы. Главную роль в проведении языковой политики играет образование, посредством которого рассматриваемые европейские языки проникают в неестественную для них лингвокультурную среду. В работе описываются подходы к обучению языкам, свойственные англофонным и франкофонным странам, оцениваются их достоинства и недостатки.

Литература

1. Ouane A.; Glanz Ch. Pourquoi et comment l’Afrique doit investir dans les langues africaines et l’enseignement multilingue, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://uil.unesco.org/fr/alphabetisation/recherche-multilingue/pourquoi-comment-lafrique-doit-investir-langues-africaines (дата обращения: 29.06.2019)
2. Adekunle M.A. Multilingualism and Language Function in Nigeria // African Studies Review, 2004. Vol. (15). Pp. 185-207.
3. Bambgose A. Education in Indigenous Languages: The West African Model of Language Education // The Journal of Negro Education, 1983. Vol. (52). Pp. 57-64.
4. Sabbag D. L’Afrique doit se débarrasser des langues du colonisateur. [Электронный ресурс]. URL: https://brukmer.be/2018/03/27/lafrique-doit-se-debarrasser-des-langues-du-colonisateur/ (дата обращения: 28.06.2019)
5. Egbokhare F.O. The Nigerian Linguistic Ecology and the Changing Profiles of Nigerian Pidgin // Language Attitude and Language Conflicts in West Africa. Ibadan, Enicrownfit. Publishers, 2004. Vol. (17). Pp.27-36.
6. Jaffar S. English Language Politics // Journal of Research (Humanities), 2005. Vol.XLI. (I). Pp.112-124.
7. Lawal R.A. Meaning without Meanness // The Seventy- fourth Inaugural Lecture. Ilorin. Library and Publication Committee. University of Ilorin, 2004. Vol. (12). Pp.78-99.
8. Obuasi I. English Language in a Nationistic State // The Crises of National Integration in Nigeria, 2007. Vol. (8). Pp.45-71.
9. Racine Senghor A. L’héritage colonial et les langues en Afrique francophone // L'enseignement des langues vivantes à l'étranger: enjeux et strategies, 2003. Vol. 33. Pp. 77-85
10. Racine Senghor A. Sénégal: Entre tradition et évaluation // Revue internationale d’éducation de Sèvres, 2005. Vol. 40. Pp. 36-38.
Поступила в редакцию 2019-06-04
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Лингвистика
Страницы
238-243