ПРОБЛЕМА НЕ-ЛИРИЧЕСКОГО И НЕ-ЭПИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА: К ГРАНИЦАМ ЖАНРА

  • Александр Викторович Марков
    • Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: дневник, литературный дневник, автофикция, поэзия и проза, Седакова

Аннотация

Жанр «Из дневника» сложен для исследования, когда указание на происхождение оказывается более значимо, чем формальные или содержательные особенности, и соотношение между таким усиленным обращением к происхождению и развитием творческого замысла остается невыясненным. На примере употребления этого жанра в творчестве О. Седаковой, обозначившей так ряд поэтических и прозаических текстов, дается характеристика этого жанра как особого вида литературной рефлексии, сопоставимой с table-talks (разговорами запросто), но отличающегося более строгой композиционной организацией. Сравнение поэтических и прозаических произведений «из дневника» в творчестве О. Седаковой позволяет раскрыть общие композиционные принципы этого жанра, определяемые спецификой аргументации, и объяснить некоторые особенности поэтики. Доказывается, что жанр «из дневника» оказывается исследованием того, как возможен несемиотический смысл, не подчиняющийся привычным шаблонам смыслопорождения, но возникающий как разрыв или зияние опыта. Данный жанр оказывается далек от фрагмента или лирической зарисовки и является, наоборот, продуманным и последовательным манифестом понимания смысла как события, своеобразной философии события и вещи, проистекающей в том числе из работы самой формы дневника. Тем самым этот жанр, несмотря на маргинальность, оказывается повышенно авторефлективным и должен рассматриваться как продуктивный вариант автофикции.

Литература

1. Балакшина Ю. В. Поэтика «Дневников» протопресвитера Александра Шмемана. Лирические истоки литургического богословия. М.: СФИ, 2017. 198 с.
2. Зализняк А. А. Дневник: к определению жанра // Новое литературное обозрение. 2010. №. 106, с. 162-180.
3. Медведева Н. Г. О возможных контекстуальных значениях стихотворной книги О. Седаковой «Вечерняя песня» // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2009. №3, с. 85-91.
4. Прохоров Г, с. «Дневник писателя» и библейская книга Судей, или о поэтике исторического повествования и истоках полифонии Достоевского // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11. №. 1, с. 110-121.
5. Седакова О. А. Вещество человечности: интервью. М.: НЛО, 2019. 648 с.
6. Седакова О. А. Врата. Окна. Арки. П.: Ymca-Press, 1986. 135 c.
7. Седакова О. А. Другие жертвы // Параграф. 1989. №8 С. 13-18.
8. Седакова О. А. Знак, смысл, весть (из дневника) // Незамеченная земля: Литературно-художественный альманах. М.-СПб., 1991, с. 249-252.
9. Седакова О. А. Из дневника: заглядывая в Розанова // Храм. 1991. №1, с. 61-63.
10. Седакова О. А. Три путешествия. М.: НЛО, 2013. 160 с.
11. Черныш Н. А. Путешествие Ольги Седаковой по «Книге перемен» // Ольга Седакова: Стихи. Смыслы. Прочтения. М.: НЛО, 2016, с. 401-434.
12. Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: идеология, поэтика, идентичность автора в контексте эпохи. М.: НЛО, 2002. 464 с.
Поступила в редакцию 2019-08-15
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Литературоведение
Страницы
289-295