О СМЫСЛЕ ТЕАТРАЛЬНОСТИ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ»

  • Елена Александровна Иваньшина
    • Воронежский государственный педагогический университет
  • Виолетта Валерьевна Зятькова
    • Воронежский государственный педагогический университет
Ключевые слова: театр, зеркало, суд, костюм, деньги, подвал, разоблачение, возмездие, Тарантино

Аннотация

В статье говорится о семантическом поле театра в «Мастере и Маргарите», которое распространяется на все романные хронотопы и может быть структурировано как двухуровневое. Рассматривая разные случаи театрализации пространства и разные знаки театральности в романе, авторы статьи соотносят театр реальный (театр как историческая реальность) и театр литературный (театр как искусство) и актуализируют противостояние литературы и исторической реальности в «Мастере и Маргарите». Текст романа рассматривается как модель контркультуры, с позиций которой осуществляется выбор автором тех литературных кодов, из которых строится его собственная модель театрального поведения. При этом особое внимание уделяется актуализации метафоры «театр - суд» и семантике разоблачения, а сам роман представляется актом возмездия автора и осуществлением его внутренней свободы. Как пример подобной художественной концепции соотношения искусства и жизни рассматривается фильм К. Тарантино «Однажды... в Голливуде».

Литература

1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита // Булгаков М. А. Собр. соч.: в 8 т. М.: АСТ: Астрель, 2007. Т.7. 702 с.
2. Витт С. «Мастер и Маргарита» - театральный роман? // Труды по знаковым системам. Т. 26. Тарту, 1998. 436 с., с. 299-318.
3. Иваньшина Е. А. Национальное и профессиональное как семиотическая проблема в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (о смысле ритмических повторов) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2004, № 1. С. 17-24.
4. Иваньшина Е. А. Аппаратура мастера: о сновидческом смысле композиции «Мастера и Маргариты» // Новый филологический вестник. 2015. № 2(33), с. 103-118.
5. Кульюс С. «Эзотерические» коды романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (эксплицитное и имплицитное в романе). Dissertaaationes Philologiae Slavicae Universitatis Tartuensis. Тарту: изд-во Тартусского университета, 1998. 207 с.
6. Петровский М. Мастер и Город: Киевские контексты Михаила Булгакова. Киев, 2001. 367 с.
7. Серебрякова Е. Г. Театрально-карнавальный компонент в прозе М. А. Булгакова 1920-х годов: автореферат дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2002. 24 с.
8. Сисикин В. Дионисов мастер // Подъем. 1989. № 3, с. 205-219.
9. Терц А. [Андрей Синявский]. Собр. соч.: В 2 т. М.: СП Старт, 1992. Т.2. 656 с.
10. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. М.: Языки славянской культуры, 2001. 424 с.
11. Яблоков Е. А. Подвал Мастера. М. А. Булгаков: поэтика и культурный контекст. М.: ПОЛИМЕДИА, 2018. 284 с.
Поступила в редакцию 2019-11-11
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Литературоведение
Страницы
303-310