МЕТАМОТИВ НАСИЛЬСТВЕННОЙ СМЕРТИ В ПРОЗЕ ГАЙТО ГАЗДАНОВА

  • Евгений Евгеньевич Иванов
    • ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
Ключевые слова: ирреализм, онейротоп, трансгрессия, «спящая машина», мотив убийства

Аннотация

В статье анализируется роль метамотива насильственной смерти в поэтике прозы Газданова («Возвращение Будды», «Призрак Александра Вольфа», «Пленник»). При этом мотив убийства рассматривается в связи с мотивом сна как единый смысловой комплекс, отражающий трансгрессию выхода за рамки наличной реальности. Онейротоп в указанных произведениях не только определяет модусы невозможного (такие, как остранение реальности через наррацию призрака в «Возвращении Будды» или ирреализм в «Призраке Александра Вольфа»), но и передаёт имманентную авторскую стратегию «перерождения». В данной статье интенция газдановского героя к обретению самости впервые описывается в ракурсе идей Гурджиева («человек- спящая машина», «плюралистичность сознания» и др.). Художественные тексты Газданова соотносятся с положениями его учения о нравственном преобразовании личности. С помощью традиционных методов сплошной выборки, мотивного и типологического анализа были выявлены специфические черты метамотива насильственной смерти у Г. Газданова в интертекстуальном освещении. Газдановский герой представлен в антропологической парадигме Ф. Шиллер-А. Пушкин-Ф. Достоевский с одной стороны, с другой, дано определение его места в романтической серии «лишних людей», идущих от Адольфа Константа. Отдельно отмечено предваряющее убийство изменённое состояние сознания в виде борьбы со сном, которое наблюдается во всех текстах и позволяет говорить о метатекстуальности темы убийства в творчестве писателя. Через призму метамотива насильственной смерти предложен новый подход к пониманию доминирующего в художественном мире Г. Газданова дискурса мортальности, который представлен как интенция к «пробуждению». Опыт перехода в контексте призрачности и сноподобия войны и эмиграции тотально остраняет историческую реальность и оценивается как антистановление. Вместе с тем, непоколебимая вера лирического героя в «перерождение» манифестирует витализм, который оказывается парадоксальной изнанкой мортальности.

Литература

1. Асмолова Е. В. Мифологема «внутренней вселенной» героя в творчестве Газданова. В кн.: Гайто Газданов в контексте русской и западноевропейских культур. М.: ИМ Л И РАН, 2008.- 304 с.
2. Ахматова Е. В. "Адольф" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина. 1936 (текст). feb-web.ru. Дата обращения 17 июля 2019.
3. Бабич И.Л. Гайто Газданов и масонская ложа «Северная звезда» (1932-1971 годы) // Новый исторический вестник. 2016. № 49(3), с. 184-199
4. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни общины XIX-начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988. 277 с.
5. Газданов, Г. Собрание сочинений: В 5 т. T. 1. М.: Эллис Лак, 2009. 880 с.
6. Газданов, Г. Собрание сочинений: В 5 т. T. 3. М.: Эллис Лак, 2009. 736 с.
7. Геригк Х.-Ю. «Литературное мастерство Достоевского в развитии». СПб. Изд-во Пушкинского Дома, 2016. Т. 4. 320 с.
8. Иванов E. Е. Ирреализм в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр» // ФИЛОLOGOS. 2019. 4 (43), с. 33-41.
9. Кизима М. Диалог романтизма и реализма в американской литературе рубежа XIX-XX веков: мистическое и фантастическое в творчестве Эдит Уортон. В кн.: Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX-ХХI вв.: коллективная монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019, с. 463 с.
10. Кузнецова Е. В. Тенденции в романной прозе Г. Газданова. В кн.: Теоретические и практические аспекты лингвистики, лингводидактики, литературоведения, культурологии, перевода и межкультурной коммуникации. Астрахань, Изд-во: ФГБОУ «Астраханский государственный университет", 2019, с. 15-18.
11. Лахманн Р. Л. Дискурсы фантастического. Перевод с немецкого. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 384 с.
12. Матвеева Ю. «Превращение в любимое»: Художественное мышление Гайто Газданова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 100с.
13. Мейясу К. Дилемма призрака // Логос, 2 (92), 2013. С. 70-80.
14. Рубинс М. Русский Монпарнас. Парижская проза 1920-1930-х годов в контексте транснационального модернизма // ООО «Новое литературное обозрение», 2017 https: iknigi.net/avtor-mariya-rubins/146089-russkiy-monparnas-parizhskaya-proza-19201930-h-godov-v-kontekste-transnacionalnogo-modernizma-mariya-rubins.html дата обращения 28. 01. 20.
15. Руднев В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М.: «Аграф», 2000. 432 с.
16. Смирнова Е. Д. Возможные миры и понятие «картин мира» // Вопр. философии. 2017. № 1. С. 39-49.
17. Сухих И. Клэр, Машенька, ностальгия. Звезда. 2003. № 4. Цит. по: http://magazines.russ.rU/zvezda/2003/4/suh.html. Дата обращения: 26.04.2014.
18. Фаулз Д. Кротовые норы / Пер. с англ. И. Бессмертной, И. Тогоевой. М.: Махаон, 2002.
19. Юрьева О. Ю. Учение об идее Ф. М. Достоевского и эйдологический статус символики в русской литературе начала ХХ столетия // Казанская наука, 2019. № 3, с. 25-28.
20. Яблоков Е. А. Железный путь к площади согласия («Железнодорожные» мотивы в романе «Вечер у Клэр» и в произведениях Булгакова). Газданов и мировая культура: Сб. научных статей. Калининград: ГП «КГТ», 2000, с. 148-174.
21. Ясинская М. В. Представления о глазах и зрении в языке и традиционной культуре славян. дис. … к. филол. н.: Институт славяноведения РАН, М., 2016. 278 с.
Поступила в редакцию 2019-07-20
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Литературоведение
Страницы
311-319