ПОЭТИКА ПОРТРЕТА В РОМАНЕ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ДОМБИ И СЫН»

  • Надежда Владимировна Котова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Чарльз Диккенс, классический портрет, метонимический портрет, контраст, визуальность

Аннотация

В статье рассматриваются парные портреты, представленные в романе Чарльза Диккенса «Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт», основанные на контрастном противопоставлении. Автор использует классический, рассеянный и метонимический виды портрета. Контрастное портретирование выполняет функцию антиципации: предоставляет читателю материал для предвосхищения, настраивает на дальнейшее восприятии контраста в действиях и характеристиках персонажей. Благодаря заданному портрету читатель оказывается готов к последующему изложению сюжета, и эффект узнавания усиливает эффект эстетического восприятия. Роль портрета в романе велика: сила авторского воздействия, внушения, вовлечения читателя в романный мир в значительной степени зависит от того, как обрисованы герои этого мира, их визуализация втягивает в пространство романа.

Литература

1. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточные и славянские параллели. М.: Наука, 1977, с. 259-283.
2. Венедиктова Т. Д. Секрет срединного мира: культурная функция реализма XIX века // URL: https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/venediktova3-ru
3. Гурович Н. М. Портрет персонажа в структуре эпического произведения: гротескный и «классический» типы. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М.: 2009. 26 с.
4. Гурович Н. М. Портрет // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008, с. 176-177.
5. Диккенс Ч. Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт. СПб.: АЗБУКА, 2018. 1021 с.
6. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. 314 с.
7. Зингер Л, с. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. М.: Советский художник, 1969. 464 с.
8. Лотман Ю. М. Портрет // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры. СПб.: Академический проект, 2002, с. 349-375 // URL: http://philologos.narod.ru/lotman/portrait.htm
9. Мохова Т. Ю. Вариации гротеска в романах Чарльза Диккенса // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Том 23. № 1, с. 86-94.
10. Соловьева Н. А. Викторианство как феномен культуры // URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/soloveva-viktorianstvo.htm
11. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 639 с.
12. Цвейг С. Диккенс // Цвейг С. Три мастера. М.: Республика, 1992, с. 36-61.
13. Цирес А. Г. Язык портретного изображения // Искусство портрета. Сборник статей под ред. А. Г. Габричевского. М.: Работник Просвещения, 1927, с. 86-158.
14. Эйзенштейн С. Диккенс, Гриффит и мы // URL: http://teatr-lib.ru/Library/Eisenstein/Select_5/#_Toc483920962
15. Axton W. Tonal Unity in Dombey and Son // Modern Language Association. Vol. 78. № 4. 1963. Sept. P. 341-348 // URL: https://www.jstor.org/stable/461246?read-now=1&seq=1#page_scan_tab_contents
16. Dickens Charles. Dombey and Son // URL: http://www.lib.ru/INPROZ/DIKKENS/d13_engl.txt_with-big-pictures.html
17. John Juliet. Dickens and Mass Culture. Oxford: University Press, 2013. 322 p.
Поступила в редакцию 2019-12-28
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Литературоведение
Страницы
343-351