ТАНАТОПОЭТИКА ДОННЫ ТАРТТ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ»)

  • Ирина Николаевна Ломакина
    • ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
  • Елена Васильевна Полховская
    • ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Ключевые слова: танатопоэтика, смерть, Д. Тартт, дихотомии, архетипы, саспенс

Аннотация

Целью данного исследования является изучение и описание художественного изображения смерти в прозе Донны Тартт. Смерть в анализируемом произведении представлена не только на идейно-тематическом и образном уровнях текста; она также выполняет сюжетообразующую функцию, определяет хронотоп и нарративные особенности романа. Включение в роман мрачных пейзажных описаний способствует созданию саспенса. Дихотомии «Хаос - Космос» и «Эрос - Танатос» определяют базовые сюжетные коллизии «Тайной истории». Применение психоаналитического подхода позволило выявить в романе архетипы Тени (Генри Винтер) и Мудрого Старика (Джулиан Морроу). Косвенная характеризация персонажей осуществляется посредством изображения Донной Тартт отношения героев к смерти и преступлению. Постмодернистская игра прозаика состоит во введении в роман инстанции «ненадёжного нарратора», в результате чего правдивость изображённого Ричардом Пейпеном преступления ставится под сомнение. Детальное описание места преступления и самих убийств способствует созданию напряжённой атмосферы. Для изображения смерти Донна Тартт использует такие ключевые образы как «вечная тьма», «грязная яма», «опавшая листва», «холодное и пустое небо», «мрачные сумерки», «странная, трепетная грусть».

Литература

1. Анцыферова О. Ю. Античный код в университетском романе Донны Тартт «Тайная история» // Вестник Нижегородского университета им. Н. Н. Лобачевского. 2015. № 2 (21), с. 22-27.
2. Анцыферова О. Ю. «Южный миф» и роман Донны Тартт «Маленький друг» // Филология и культура. Philology and Culture. 2015. № 2 (40), с. 165-169.
3. Бутенина Е. М. Исповедальность Достоевского и современный американский роман о подростке // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 2 (34), с. 94-100.
4. Ищенко Е. Н., Попова М. К. Экфрасис как структурообразующий элемент художественного мира и маркер современного отношения общества к искусству в романе Д. Тартт «Щегол» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016. Сер.: Филология, педагогика, психология. № 2, с. 66-73.
5. Красильников Р. Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа. Вологда: ГУК ИАЦК, 2007. 140 с.
6. Красильников Р. Л. Танатопоэтика в свете идей М. М. Бахтина // International Journal of Cultural Research. 2016. № 1 (22) // URL: http://cyberleninka.ru/article/v/tanatopoetika-v-svete-idey-m-m-bahtina (дата обращения: 11.11.2019).
7. Фомина Е. М. «Щегол» Д. Тартт как роман воспитания // Новый филологический вестник. 2017. № 4 (43), с. 261-271.
8. Чернозёмова Е. Н. Функция обращений к творчеству предшественников и младших современников Шекспира в романе Донны Тартт «Тайная история» // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4, с. 216-224.
9. Tartt D. The Secret History. N. Y: Alfred A. Knopf, 1992. 544 pp.
Поступила в редакцию 2019-11-24
Опубликована 2020-05-07
Раздел
Литературоведение
Страницы
352-357