ХИП-ХОП КАК ОСОБОЕ ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОТДЕЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

  • Яна Михайловна Янченко
    • ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Ключевые слова: хип-хоп дискурс, рэп музыка, субкультура хип-хопа, афроамериканский английский язык, интертекстуальность, креолизованный текст

Аннотация

Целью статьи является выявление и описание основных лингвистических особенностей дискурса субкультуры хип-хопа. Актуальность изучаемой проблемы обусловлена высокой популярностью рэп музыки и отсутствием исследований языка участников субкультуры хип-хопа. В статье рассматриваются факторы становления субкультуры и их влияние на языковую репрезентацию ментального мира участников культуры хип-хопа. Делается вывод о прямой связи условий и образа жизни (экономическая нестабильность, высокий уровень преступности, расовые притеснения) представителей хип-хопа и своеобразия использования ими языка. Подтверждается важность категории участников дискурса, что обусловливает высокую степень аксиологичности и субъективности хип-хоп дискурса. Объясняется наличие интертекстуальности, которая проявляется как в структуре текста рэп песен, так и в их содержании. Описывается специфика креолизации песен данного жанра, предполагающая свою материализацию на двух уровнях: визуальном (видеоклипы) и мелодическом (темп, ритм музыки).

Литература

1. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 280 с.
2. Дуняшева Л.Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе: на материале жанров блюз и рэп: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04. Нижний Новгород, 2012. 240 с.
3. Кучукова Л.П. Грамматическая характеристика народно-песенного лирического дискурса (на материале немецких и русских внеобрядовых голосовых песен): дисс.. канд. филол. наук: 10.02.20. Тверь, 2004. 130 с.
4. Магировская О.В. Категориальная конфигурация знаний // Категоризация мира в языке. № 10. 2012. С. 121-150.
5. Плотницкий Ю. Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04. Самара, 2005. 183 с.
6. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. М.: Дрофа, 1990. 230 с.
7. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца 20 в. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. С. 35-73.
8. Alim H.S. Street-conscious copula variation in the hip hop nation. American Speech 77. 2002.
9. Cutler C.A. Hip-Hop language in sociolinguistics and beyond // Language and Linguistics Compass. 2007.
10. Edwards W. AAVE usage in the rap lyrics of Tupac Shakur. Paper presented at New Ways of Analyzing Variation conference, Palo Alto. 2002.
11. Morgan M. Hip-hop hooray! The linguistic production of identity. Paper presented at Annual Meeting of the American Anthropological Association, Washington, DC. 1993.
12. Smitherman G. Black talk: words and phrases from the hood to the amen corner. Boston, MA: Houghton Mifflin. 1994.
Поступила в редакцию 2020-02-01
Опубликована 2020-07-15
Раздел
Лингвистика
Страницы
403-407