К ТРАКТОВКЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

  • Оксана Николаевна Мищук
    • Тульский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
  • Лев Геннадьевич Васильев
    • ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»
  • Елена Витальевна Белова
    • Калужский филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
Ключевые слова: политический дискурс, самопрезентация, аргументация, коммуникативные стратегии и тактики

Аннотация

Статья посвящена анализу лингвистических и экстралингвистических факторов реализации самопрезентации в политическом дискурсе. Особое внимание уделено понятию ‘политический дискурс’. Описаны различные подходы к толкованию и изучению политического дискурса, приведены его институциональные характеристики. В статье определена цель самопрезентации политика, указаны и подробно описаны ее релевантные параметры: драматизация, идеализация, контроль производимого впечатления, искажение и мистификация. Для исследования реализации и языкового выражения самопрезентационной макростратегии проанализированы общекоммуникативные стратегии и тактики в речах англо-саксонских политиков. Проведен анализ выступлений политиков высшего эшелона власти, в результате которого выявлены такие глобальные стратегии, как стратегия позиционирования образа адресата, стратегия позиционирования собственного образа, стратегия позиционирования интегрированного образа. Приведены примеры реализации данных стратегий на лексическом и грамматическом уровнях.

Литература

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., Экономическая школа, 1993. 352 с.
2. Ван Дейк Т.А. К определению дискурса. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/psych/internet/ bits/vandijk2.html
3. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград: Перемена, 1997. 139 с.
4. Гоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 188-197.
5. Дайнеко П.М. Дискурсивные стратегии самопрезентации в институциональном интернет-общении: дис. … канд. филол. наук. М.: Моск. гос. лингв. ун-т, 2011. 209 с.
6. Катанова Е.Н. Функциональный анализ самоидентифицирующих высказываний: на материале американских и британских парламентских дебатов: дис. … канд. филол. наук. Воронеж: Воронежск. гос. ун-т, 2009. 224 с.
7. Кубрак Т.А. Интенциональный подход к исследованию самопрезентации субъекта. // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН. М: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 132-143.
8. Михайлова Е.В. Техники самопрезентации в публичном выступлении: Дис … кандидата психол. наук. М.: Моск. гос. ун-т, 2005. 155 с.
9. Мищук О.Н. Речевое воздействие и самопрезентация (на материале публичных выступлений): дис. … канд. филол. наук. Тула: Тульский гос. ун-т, 2013. 230 с.
10. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: дис. … канд. психол. наук. М.: Московский гос. ун-т, 1999. 123 с.
11. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации: дис. … канд. психол. наук. СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2001. 193 с.
12. Чернышева А.П. Средства автопрезентации политиков в современном английском языке: дис. … канд. филол. наук. Тамбов: Тамбовский гос. ун-т, 2011. 196 с.
13. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.: Гнозис, 2004. 24 с.
14. Bitzer L. The Rhetorical situation // Philosophy and Rhetoric. 1968. Vol. 1. P. 1-14.
Поступила в редакцию 2019-12-03
Опубликована 2020-07-15
Раздел
Лингвистика
Страницы
454-460