ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: ПЕРВЫЙ СТИМУЛ К РАЗВИТИЮ СОБСТВЕННО РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ ИКОНЫ И РУССКОЙ ПОЛЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу влияния еретических движений на развитие русского богословия иконы. Богословская мысль об иконописи появляется на Руси только в XVI в. и ее начало было связано именно с распространением еретических движений - стригольников и «жидовствующих», которые отвергали иконопочитание. Полемика с еретиками, выраженная в посланиях преп. Иосифа Волоцкого, помогла разработать новые аспекты богословия иконы, тем более, что независимо от некоторых терминологических и фактографических ошибок преп. Иосиф защищал не только почитание икон так таковое, но принялся также оправдывать конкретный иконисный сюжет, которым была ветхозаветная Св. Троица.
Литература
2. Dąb-Kalinowska B. Ruska teologia ikony w polemice z heretykami // B. Dąb-Kalinowska. Ikony i obrazy. Warszawa, 2000. S. 92-101.
3. Гаврюшкин Н.К. Вехи русской религиозной эстетики (предисловие) // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология / Cост. Н.К. Гаврюшкин. М., 1993.
4. Giza А. List Iwana IV Groźnego do cesarza Ferdynanda I z 1560 r. w zasobie Archiwum Państwowego w Szczecinie // Szczeciński informator archiwalny. 1995. 9. S. 40-46.
5. Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу и три «слова о почитании святых икон» // Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв.: Антология, сост. Н. К. Гаврюшкин, Москва 1993.
6. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века, Москва-Ленинград 1955. - 554 c.
7. Sulikowska-Gąska А., Spory o ikony na Rusi w XV i XVI w. Warszawa 2007. - 324 s.
8. Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. Париж 1989. - 474 с.
9. Elsner J. Ikonoklazm jako dyskurs: od starożytności do Bizancjum // Konteksty: polska sztuka ludowa: antropologia kultury, etnografia, sztuka. LXVII (2013), № 3: Złe obrazy. S. 15-41.
Опубликована 2020-07-15